Россия приступила к созданию Сил быстрого реагирования.
Для чего?
Воздушно-десантные войска России резко усиливают. С октября в их состав включены сразу три десантно-штурмовых бригады, находившиеся до сих пор в подчинении Сухопутных войск. Дислоцированы эти соединения в Уссурийске, Улан-Удэ (Восточный военный округ) и Камышине (Южный военный округ).
Уже объявлено, что в ближайшее время «голубые береты» займутся формированием еще одной десантно-штурмовой бригады – в Воронеже. К полноценной боевой учебе она должна приступить в 2016 году. «Это соединение получит номер 345 в честь легендарного 345-го гвардейского Баграмского парашютно-десантного полка», – заранее сообщил командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
Словом, пополнение более чем серьезное. Особенно если учесть тот факт, что все четыре наличные дивизии ВДВ – 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная, место дислокации Новороссийск), 76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия (Псков), 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново) и 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Тула) – с двухполкового состава к 2018 году перейдут на трехполковой.
Одновременно во всех перечисленных дивизиях, а также в 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде (Ульяновск) разведроты преобразуются в разведывательные батальоны. А каждый полк десантников в ближайшие годы получит по роте армейской авиации (боевые и транспортные вертолеты) и по подразделению беспилотных летательных аппаратов.
Отметим, что совсем недавно и зенитно-ракетные дивизионы наших воздушно-десантных и десантно-штурмовых дивизий были развернуты до зенитно-ракетных полков. Что резко усилило их возможности по отражению ударов противника с воздуха.
Но и это еще не все. По словам Шаманова, предстоит переформирование 45-го полка спецназа в подмосковной Кубинке в бригаду спецназа. А полка связи в близких к столице Медвежьих Озерах в бригаду управления.
Вот-вот начнется и массовое перевооружение «голубых беретов». Командующий ВДВ недавно сообщил, что в первой половине следующего года в войска для госиспытаний поступят новые боевые машины – десять БМП-4М и десять многоцелевых бронетранспортеров «Ракушка».
Словом, на фоне более чем хилых, усеченных сверх всяких разумных пределов российских Сухопутных войск, Воздушно-десантные войска просто-таки процветают. Понятно, что им явно повезло с командующим. Генерал-полковник Шаманов сумел сохранить подчиненные ему части и соединения от вакханалии «реформ» Анатолия Сердюкова. В отличие от Сухопутных войск, ему с большими скандалами удалось предотвратить ликвидацию своих дивизий и превращение их в худосочные бригады.
Даже понятно, как и почему у командующему ВДВ получилось выстоять против сумасбродного Сердюкова – особые отношения Шаманова с президентом Владимиром Путины ни для кого в армии не секрет. Командующий ВДВ – один из тех генералов, которые вытащили на своих плечах вторую чеченскую войну.
Ту самую, в которой Путин принялся завоевывать образ решительного «собирателя российских земель». И ту, в которой по этой причине на кону стояла политическая репутация нынешнего лидера страны. Что-что, а такого рода заслуги Путин, судя по всему, не забывает.
А с приходом в Министерство обороны Сергея Шойгу стало возможным идти дальше. На февральской коллегии Минобороны было обнародовано решение: на основе Воздушно-десантных войск в России будут, наконец, созданы Силы быстрого реагирования (СБР). Те самые, о которых говаривал еще Павел Грачев в кресле министра обороны в начале 90-х. Но с той поры разговоры так разговорами и оставались. Теперь, похоже, дело пошло.
Но если собственные Силы быстрого реагирования стране понадобились именно сегодня, то для чего? На упомянутой февральской коллегии министр обороны Шойгу на этот счет высказался более, чем туманно: «Организовать работу по выполнению плана обороны Российской Федерации. Предусмотреть применение Воздушно-десантных войск в качестве Сил быстрого реагирования в случае повышения оперативности выполнения задач по пресечению кризисов».
Раз российские Силы быстрого реагирования создаются в большой спешке, следовательно, возможность возникновения военно-политического кризиса (по крайней мере, одного), очевидно, не за горами. Где и что это может быть за кризис?
Вот взгляд на проблему из-за рубежа. Влиятельный американский политологический журнал Foreign Policy считает, что лихорадочные военные приготовления Москва вынуждена затеять в связи с тем, что войска НАТО покидают Афганистан.
В частности, журнал пишет: «Многих волнует то, как вывод сил США и НАТО из Афганистана повлияет на эту страну: лишь немногие российские эксперты верят, что прозападное правительство продержится в Кабуле сколько-нибудь долго, а большинство опасаются, что власть вновь захватит Талибан.
Главные опасения вызывает то, что вечно меняющаяся ситуация в Афганистане дестабилизирует обстановку в Средней Азии. Учитывая тот факт, что между Россией и странами региона почти не существует границ, легко понять озабоченность Москвы».
По мнению Foreign Policy, отражающего точку зрения основной части американского истеблишмента, ключевые страны Центральной Азии в ближайшей перспективе ожидают серьезные испытания. В Казахстане и Узбекистане, «где до сих пор правят престарелые «отцы-основатели», должна произойти смена власти. Внутренний кризис не ослабевает в Киргизии и Таджикистане.
Между тем, в регионе и без влияния «афганского фактора» регулярно случаются конфликты с исламистами и массовые волнения с применением оружия и полицейских средств. Так, в Узбекистане в 1999 году произошли столкновения с боевиками в Ферганской долине. А через шесть лет – массовые беспорядки в Андижане.
В 2010 году кровопролитные столкновения на этнической почве дестабилизировали обстановку в киргизском городе Ош.
В Казахстане, который позиционирует себя, как пример социальной и этнической стабильности, в 2011 году в городе Жанаозен прошли массовые забастовки нефтяников, которые переросли в столкновения с внутренних войсками. Помимо этого, считает Foreign Policy, в последние годы в стране ощутимо выросло влияние исламистов.
Считать, что грозные события назревают где-то далеко и нас не коснутся, было бы для Москвы непростительной политической наивностью. Особенно, если учесть, что российские тысячекилометровые рубежи с Казахстаном, а значит и со всей Центральной Азией, почти не контролируются. И при желании на ишаке откуда-нибудь из Ташкента вполне можно доехать, к примеру, до Рязани. Выдержал бы ишак, других препятствий, скорее всего, не будет.
Американский журнал считает, что задачей российских Сил быстрого реагирования неизбежно станет вмешательство в вооруженные конфликты в Средней Азии на самых ранних этапах. Цель – предотвратить их распространение, уничтожение вооруженных групп до того, как они захватят населенные пункты, устранение террористических лагерей, ликвидация инфраструктуры, связанной с производством и перевозкой наркотиков.
А как на предназначение Сил быстрого реагирования смотрят в России? Об этом «Свободная пресса» побеседовала с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным. Вот его мнение:
- Ясно, что после ухода американцев к власти в Кабуле тут же придет режим талибов. Они немедленно начнут религиозную экспансию в Центральную Азию. А потом могут двинуться и в северном направлении. Но мы с Афганистаном хотя бы не имеем общей границы. Для того, чтобы добраться до нас, талибам надо сначала захватить бывшие советские среднеазиатские республики. Сделать это нетрудно, особенно в отношении Таджикистана и Киргизии, которые чрезвычайно слабы в военном и экономическим отношении.
Наша 201-я военная база в Таджикистане, думаю, просто разбежится. Поскольку почти весь рядовой состав там – таджики, поступившие на контрактную службу. Только офицеры – из России. Эти гарнизоны будут тут же блокированы талибами и местными бандами. Помочь им окажется нечем.
Одновременно в регионе с новой силой разгорятся этнические конфликты. Стрелять будут со всех сторон. Жуткая ситуация. Если события в обозримом будущем пойдут в этом направлении, для нас останется единственная надежда – удержать Казахстан, остальное, похоже, придется бросить на произвол судьбы. Пока в Казахстане не очень силен исламский фактор, много русских, довольно сильная армия. Поэтому есть надежда, что хоть его мы удержим. Если теряем и Казахстан – полная катастрофа. Тогда получаем от Астрахани до Барнаула сплошную дырявую границу, которую защищать практически невозможно. Казахстан надо удерживать в любом случае. Тем более, он пока готов хоть как-то удерживаться.
Если в случае такого развития событий мы кого-то все же в Среднюю Азию отправим, то это, скорее всего, будут Воздушно-десантные войска, которые сегодня, как известно, составляют резерв Верховного главнокомандующего. Они накопили большой опыт такого рода боевых действий в Афганистане и в Чечне. Мобильны, имеют, в основном, легкое вооружение, которое легко перебрасывать на большие расстояния. ВДВ и подчиняются напрямую Москве. Десантников станут собирать и отправлять в район боевых действий со всей России.
Вот, собственно, и исчерпывающий ответ на вопрос:
Зачем России столь срочно понадобились Силы быстрого реагирования»?
Афган-2 - вот, скорее всего, что ждет Россию в безрадостной близкой перспективе.
Сергей Ищенко
Источник: svpressa.ru
Последний раз редактировалось: Jurgen (Пт Окт 25, 2013 3:58 am), всего редактировалось 1 раз
На границе Таджикистана тучи ходят хмуро?
03.10.2013 ··
Главной новостью для Таджикистана на прошедшей неделе стало обращение президента Таджикистана Э.Рахмона к коллегам по ОДКБ
с просьбой помочь в охране таджикско-афганской границы.
По сути дела, ничего сенсационного не произошло: для любого, кто постоянно наблюдал за развитием ситуации в Афганистане последние тринадцать лет, обеспокоенность лидера нашей страны ситуацией на границе с южным соседом – вещь закономерная.
Осознание соседской реальности
Двадцать два года назад, когда распался Советский Союз, мы с воодушевлением бросились в объятия «братского Востока», от которого, как нам доступно объяснили,
«были оторваны колониальной политикой России, а затем – СССР».
Однако скоро выяснилось, что «братский Восток», готовый преподать нам ускоренный курс мусульманского ликбеза,
жаждет также и кардинального изменения нашего общества, нас самих и многого другого из того, что мы считали достижениями нашей жизни за последние семьдесят лет.
Многим тогда это не понравилось, и случилась гражданская война, унёсшая за пять лет более ста тысяч жизней таджикистанцев.
Соседний Афганистан стал в ту пору базой вооружённой политической оппозиции, источником постоянных явных и потенциальных угроз.
Именно в эти трудные годы удержать ситуацию таджикам помогла Россия, сама в это время переживавшая нелёгкие времена.
Наш южный сосед в то время представлял угрозу далеко не шуточную! Однако, что изменилось за последние тринадцать лет, пока в Афганистане Запад проводил операцию «Несокрушимая свобода»? А изменения таковы: те, кого в сентябре 2001г.
объявили главными пособниками «Аль-Каиды» – талибы – после успешного, по их мнению, «джихада против крестоносцев Запада» возвращаются к власти; «крестоносцы» же, поджав хвост, уходят.
Возвращение к власти, в отличие от первого пришествия в неё, всегда знаменуется двойным рвением в выполнении собственных планов и претворении в жизнь идеалов.
В обязательном порядке оно включает в себя особую жестокость в отношении предателей – в данном случае непуштунского населения Северного Афганистана, сыгравшего решающую роль в разгроме войск талибов в октябре-декабре 2001г., а затем составившего костяк армии и полиции ИРА.
«Северяне», являющиеся в основном таджиками, узбеками и хазарейцами, такой поворот событий предполагают и готовятся к нему морально и материально:
слава Аллаху – за время пребывания на их родине войск Международной коалиции (ISAF) оружия и боеприпасов прибавилось на порядок.
Укрепилось и финансовое положение предпринимателей Северного Афганистана, воспользовавшихся сравнительно мирной обстановкой в своих провинциях в 2001–2009гг., пока пуштуны не спохватились и не начали перебрасывать туда боевиков, чтобы северяне «не расслаблялись».
А что же центральное правительство Афганистана в Кабуле? Ни для кого не секрет, что нынешнее руководство ИРА не способно самостоятельно, без поддержки западной коалиции сохранить даже тот уровень паритета с вооружённой оппозицией, талибами, который существует сейчас.
Нынешние афганские силовые структуры не способны самостоятельно предотвратить ожидающуюся реставрацию режима талибов.
Уже сейчас афганская армия, и это признаётся на всех уровнях, ежегодно теряет порядка трети своего состава: 35-40%.
Это и дезертирство, и боевые потери, болезни, разрывы контрактов и так далее.
То есть, нет никаких оснований думать, что после 2014г. года кабульское правительство справится с ситуацией и продолжит путь тех эфемерных демократических реформ, что проводило под чутким руководством США последние тринадцать лет, или же даже попросту удержится у власти.
Большинство наблюдателей предсказывают фактический развал Афганистана на этно-территориальные анклавы и последующую ожесточённую гражданскую войну.
Радостной такую перспективу для Таджикистана, имеющего с южным соседом 1344-километровую границу, никак не назовёшь….
Лиха беда – начало
Ну и что, в конце концов? Какое нам дело до афганских проблем и их возможного желания воевать друг с другом?! Однако оказывается, что нынешнее проживание в глобальном мире очень сильно отличается от прежнего существования за «железным занавесом». Наряду с возможностью прокатиться за товарами в Доху, Урумчи или Стамбул оно включает в себя и далеко не добровольное наше участие в жизни соседей;
а шесть мостов, построенных американцами через пограничные Пяндж–Амударью, могут быть не только «мостами дружбы и торговли», но и проводниками немалых для нас проблем.
Не будем пугать себя наступлением талибов через границу – мне в это с трудом верится, но многотысячный поток беженцев из северных провинций Афганистана в случае возобновления гражданской войны – ситуация вполне реальная.
В конце 1990-х годов всего-то восемь тысяч таджиков, бежавших от талибов, были для Таджикистана гигантской проблемой:
их пришлось размещать на нейтральных островах Амударьи и кормить «всем миром» с помощью международных организаций! Что будет теперь, когда таких беженцев может быть на два порядка больше?!
И это со всем «букетом» афганских эпидемических заболеваний, которыми в этой стране в течение жизни болеет 40% населения?
Впрочем, полностью исключать военное вторжение тоже нельзя: кроме талибов, у которых много забот в самом Афганистане, там находится немало боевиков различных экстремистских организаций, подобных ИДУ. Им, безусловно, давно уже не терпится вернуться на этническую родину для борьбы с существующей государственной властью.
И если их участие в войне с «разносчиками демократии» – американцами и их союзниками – ещё как-то оправдано, то участие в чужой гражданской войне им совсем ни к чему!
Именно этим объясняется постепенное перемещение вооружённых выходцев из Средней Азии поближе к таджикской границе – в афганские провинции Бадахшан, Тахор, Кундуз.
И, наконец, наркотики… По данным органов наркоконтроля России, в Афганистане обнаружено сто пятьдесят крупных наркокартелей и две тысячи наркогруппировок.
Предполагается также, что там имеется в наличии до сорока тысяч тонн опиума, который может быть направлен в страны ОДКБ.
«Северный путь» наркотрафика проходит по маршруту Афганистан-Таджикистан-Киргизия-Казахстан-Россия.
Вот такие перспективы для нас от внутренних афганских проблем.
Именно поэтому президент Э.Рахмон посчитал нелишним 23 сентября попросить союзников по ОДКБ об оказании действенной помощи в охране государственной границы Таджикистана с Афганистаном. Такой опыт взаимодействия у нашей страны есть. Причём, опыт положительный.
В период 1992-2005гг. подобную помощь Таджикистану оказала Россия. Нужно признать, что необходимость держать четырнадцать лет на таджикской границе от 12000 до 21000 пограничников и
8000 солдат и офицеров в составе 201-й мотострелковой дивизии для Москвы не было «подарком» ни в материальном, ни в политическом смысле (противников этому было, хоть отбавляй!).
Однако эффект от этого был неоспоримый – экстремистам и террористам был выставлен надёжный заслон.
Вот и сейчас в свете вывода коалиционных сил из Афганистана всё как будто начинается заново. Для предотвращения проблем, вызванных уходом войск НАТО из Афганистана, страны-участницы ОДКБ приняли решение о передаче техники и вооружения Таджикистану для усиления его границ.
Для этих же целей запланировано создание авиационных сил ОДКБ, объявлено о выделении на эти цели 191 млн. рублей.
Ранее Россия заявила о намерении выделить Таджикистану более 200 млн. долларов на перевооружение его армии.
А это значит, что есть надежда – хмурые тучи над таджикско-афганской границей не разразятся для Республики Таджикистан свинцовым ливнем.
Аваз САИДОВ
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах