Под шум Майдана украинцы продали Китаю западное побережье Тавриды
Революционная зима Киева имеет свое парадоксальное закулисье.
Нелепый разгон студентов, баррикады на Крещатике, захват мэрии, осада правительственного квартала – два месяца сплошных «веселых картинок» украинской столицы
буквально затмили грядущую катастрофу Крыма.
Трудно сказать, случайное это совпадение, или скандальный Майдан явился миру целенаправленно и сознательно,
чтобы отвлечь внимание от событий в южном подбрюшьи бывшего СССР?
Однако очень скоро на крымских берегах появится сила, способная играючи смять традиционные этносы славян и татар.
Пекинская грамота
Когда толпы вооруженных бандеровцев штурмовали администрацию президента – сам Янукович был почетным гостем украинско-китайского бизнес-форума в Пекине.
Главной фишкой мероприятия стал меморандум о строительстве глубоководного мега-порта в Крыму, подписанный украинской компанией «Киевгидроинвест» и китайской компанией BICIM.
По сути, в Пекине под присмотром Виктора Федоровича подписали смертный приговор курортам западного побережья Крыма. Наверное, потому украинские власти отказались комментировать проект. На президентском портале о меморандуме сказано одной фразой, больше никакой информации.
Зато некоторыми подробностями поделился гендиректор «Киевгидроинвеста» Алексей Мазюк.
Крымчане называют его «песочный олигарх» - компании пана Мазюка безжалостно вычерпывают песчаное дно от Фиолента до Евпатории.
Итак, неподалеку от бальнеологического курорта Саки китайские инвесторы собрались выкопать гигантский порт. Акватория глубиной до 25 метров будет вырыта прямо по суше, вклинившись далеко в крымскую степь.
Искусственная гавань рассчитана на прием океанских судов с максимальной осадкой.
Кроме того, для прохода кораблей необходимо строительство морского канала протяженностью 9 км.
На берегу появится цепь грузовых терминалов и главный объект - зернохранилище на 20 млн. тонн. Работы начнутся уже в нынешнем году. Первую очередь проекта стоимостью в $3 млрд. планируют завершить через 4-5 лет.
По официальной версии, порт будет специализироваться не только на зерне – якобы, через него пойдет продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Но таких заводов нет, и они вряд ли появятся.
Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую базу.
Точнее говоря, в собственную продовольственную колонию.
Прощай, Евпатория!..
- Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда
около 160 тыс. гектар земли для производства пшеницы и кукурузы, – подчеркивает известный крымский политолог Сергей Киселев. -
«Арендаторы» уже объявили, что с этой площади планируют собирать 8 млн. тонн.
Кто не знает, тому сообщу - в самые благоприятные годы во всём Крыму собирали едва больше 2 млн. тонн.
Новые урожаи станут возможны не только потому, что китайцы обещали применять капельное орошение.
Прежде всего, они будут вносить в почву чудовищные дозы минеральных удобрений, как делают на всех арендованных землях.
В конечном счёте, это приведёт к полному истощению почвы, изменению химизма среды, загрязнению подземных вод и т.д. Колониальный зерновой порт убьет наши курорты…
- Для сравнения - на бывшей советской базе ВМФ «Донузлав» прорыт канал 12-метровой глубины.
Его постоянно чистят от песка, который «вытягивается» из моря и скапливается там миллионами тонн.
Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория,
о золотых пляжах которой останется одно воспоминание,
- считает замдиректора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов.
Еще совсем недавно власти громогласно объявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией «Украинскую Анталию».
Обещали масштаб рекреационного региона, сравнимый с олимпийским Сочи.
«Думаю, что эту идею можно перечеркнуть, - комментирует сегодняшнюю ситуацию О.Родивилов.
- Я уже не говорю о воздухе - при перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?!
Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток - от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком».
Резко против строительства китайцами большого порта и зернохранилищ выступили крымские ученые-экологи.
Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к окончательному размыву и исчезновению песчаных пляжей Каламитского залива и всего Западного Крыма.
Здешние берега уже гибнут из-за добычи песка на озере Донузлав.
С открытым обращением к премьер-министру АРК Анатолию Могилеву выступили руководитель ассоциации «Экология и Мир», профессор Виктор Тарасенко и ряд его коллег.
«Ни инвестор, ни разработчик проекта не имеют опыта возведения крупных портовых объектов.
Об отсутствии такого опыта свидетельствует выбор территории под строительство уникального по своим масштабам портового комплекса», - говорится в обращении.
Опасения экологов косвенным образом подтвердил сам премьер Могилев. «Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому»,– рассказал он на декабрьском заседании Совмина автономии.
Инвестор строительства канала между Атлантикой и Тихим океаном - китайский телекоммуникационный магнат Ван Цзин.
Опыта возведения портовых объектов г-н Цзин, действительно, не имеет.
А «Панамский канал-2» пройдет через уникальное озеро Никарагуа – и мировая экологическая общественность убеждена в скорой гибели крупнейшего пресного водоема Латинской Америки.
Под занавес 2013 года на заседании крымского правительства вице-премьер автономии Рустам Темиргалиев
подтвердил, что в ходе визита украинской делегации в Пекин был подписан еще один меморандум
«О привлечении китайских инвестиций в агропромышленный комплекс Крыма».
То есть, можно не сомневаться, что основное предназначение мега-порта - вывоз из Украины зерна и сельхозпродукции в Китай:
«В свою очередь китайцы через Крым будут поставлять продукцию своих машиностроительных компаний на рынки Восточной Европы».
Кто посеет, кто пожнет
Совместно с планами строительства глубоководной гавани в Сакском районе китайцам отдают Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя. В беседе с агентством «Новый Регион» политолог Андрей Никифоров пытается понять истинные резоны китайской стороны на нашей земле:
- Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымские порты из Китая, нужно не только проделать трансконтинентальный морской путь, но и протащить через «игольное ушко» Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу.
Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер».
В обмен на продовольствие Китайская национальная корпорация по зарубежному сотрудничеству обещает восстановить системы искусственной мелиорации на пахотных землях.
Эти поля формально останутся госсобственностью, но будут использованы под выращивание кукурузы и пшеницы для нужд китайского народа.
Крымский вице-премьер Темиргалиев убеждает – мол, «китайские партнеры согласились с двумя нашими принципиальными условиями – земля в собственности государства Украина и местная рабочая сила». Крымчанам сулят новые рабочие места.
Но кто реально займет эти места? На самом деле, даже при нынешних минимальных объемах аграрного производства работать на селе сегодня некому.
Таврическим хлеборобам хватает сил засеять пшеничные поля.
А на уборочную в порту Евпатории разгружаются турки – со своими комбайнами и комбайнерами.
Мало кто сомневается:
получив землю, китайцы сами ее заселят и обработают.
Номинальная «собственность государства Украина» ни в коем случае не помешает посланцам Поднебесной навсегда сделать эту южную степь своей второй родиной.
И у кого хватит сил отправить их домой?
Высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна.
Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях.
Это десятая часть всех украинских угодий.
Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до бесконечности.
Так, соглашение на первые 100 тысяч гектар Днепропетровщины подписал Синьцзянский производственно-строительный корпус.
Специально оговорено, что на арендованных участках будут трудиться китайские бригады.
Общая численность работников корпуса составляет больше 2.5 млн. человек,
а сформирован он Народно-освободительной армией Китая.
Похоже, те же самые «спецы по капельному орошению» собрались освоить Крым.
Зерновой мега-порт – только начало.
Возвращение крымских татар, неоднозначно воспринятое славянским населением, может показаться смешной игрушкой по сравнению с новым потоком трудолюбивых переселенцев.
Из-за происходящего на Украине противостояния "народ-власть", которое оказалось в фокусе всех мировых СМИ, как-то почти затерялось важное для будущего экономики и экологии страны событие. Крым в эти революционные дни протестует против не только радикальных методов разрешения конфликта на Украине,
но и превращения полуострова китайцами совместно с украинской властью в морской глубоководный порт, решение о строительстве которого было одобрено правительством Януковича.
Замечу, что многие оппозиционно настроенные украинские СМИ в первые дни мирного противостояния на Майдане уж как только ни изгалялись по поводу того, что Янукович "поехал в Китай с протянутой рукой в поисках денег", а потом радостно сообщали: "Китайцы дали миллион долларов, стоило ли за этим ехать так далеко?" Однако, как оказалось, смеяться — и очень громко — теперь могут только китайцы.
А для Украины и, особенно, для Крыма предновогодний визит Виктора Януковича в Поднебесную может оказаться вовсе не таким смешным. Пока народ в Киеве на Майдане волновался из-за отказа власти от ассоциации с Евросоюзом, в Пекине на бизнес-форуме при поддержке Януковича китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd (BICIM) подписала с украинской — "Киевгидроинвестом" — любопытный и влекущий серьезные последствия документ о строительстве в Крыму глубоководного порта для обслуживания грузопотоков из Китая.
Здесь справедливости ради следует отметить, что пионером в этом деле был президент Виктор Ющенко, издавший еще в 2005 году указ о возведении в Крыму портового торгового комплекса "Донузлав". Но после встречи с решительно протестовавшими экологами – через год – отменил его. Тогда с такой инициативой выступили сами власти Крыма, договорившись о строительстве с китайской компанией China National Technical Import & Export Corporation. Однако дело не заладилось – местное население при поддержке экологов и ученых Крыма оказало давление на власть, и в 2011 году Мирновский поселковый совет отказал китайцам и их украинским партнерам в выделении земли под строительство, притом что инвестпроект оценивался более чем в 1 млрд долларов.
Сейчас же, как подтверждает руководство украинской компании "Киевгидроинвест", согласно подписанному меморандуму, глубоководный порт будет построен в Крыму близ поселка Фрунзе, что в Сакском районе. А ведь еще с советских времен известно, что Саки – один из самых популярных и эффективных лечебных грязевых курортов не только Украины и бывшего СССР, но и, пожалуй, Европы. Сюда сотни тысяч людей едут не развлекаться, а лечиться. Туристы и больные – основа местной экономики и мелкого частного предпринимательства.
После подписания украинско-китайского меморандума генеральный директор киевской компании Алексей Мазюк сообщил журналистам, что проект будет реализован "в режиме государственно-частного партнерства", при этом государство получит 50% построенной инфраструктуры, однако финансировать проект будет исключительно китайский инвестор.
Интересная формулировка, напоминающая скорее успокоительную таблетку для тех, кто озабочен последствиями промышленно-транспортного мега-проекта на курортах Крыма. Если это государственно-частное партнерство и если после завершения строительства половина всей инфраструктуры перейдет Украине, то такой поворот предполагает, что и государство Украина обязательно вкладывается в него. Ведь не за здорово живешь китайцы, "закопав" миллиарды, отдадут потом украинцам половину построенного добра.
Для тех, кто понимает, что такое государственно-частное партнерство (а эта форма ведения бизнеса уже лет 100 очень популярна в мире, сейчас — особенно в странах Латинской Америки при участии европейских корпораций), это значит, что все-таки Украина должна будет что-то вложить или чем-то (землями, например) поучаствовать в проекте, чтобы иметь впоследствии право на построенное. На какой срок в аренду китайцам украинская власть отдала сакские земли, на которых будет строиться порт? Обычно при государственно-частном партнерстве эти сроки ограничиваются тридцатью годами (может быть и меньше), а потом все построенное переходит в руки государства. Здесь же, судя по путаным объяснениям, Украине отойдет, и то неизвестно когда, всего 50% инфраструктуры. Почему так?
В общем, пока власть подробностей сделки века для Крыма и Украины не раскрывает и, как обычно, темнит. Известно только со слов гендиректора Мазюка, что первая очередь порта обойдется китайцам в 3 млрд долларов.
Что касается некоторых внешних параметров и размаха проекта, то предполагается, что порт будет достигать глубины в 25 метров, чтобы в него могли заходить большие межконтинентальные торговые суда. Планируется также построить несколько терминалов мощностью около 10 млн тонн в год, включая зерновой. Ежегодно же порт сможет "перерабатывать" 140 млн тонн грузов. По оценкам украинской стороны, государство сможет получать не менее 1,5 млрд долларов в год – за счет налогов и прочих сборов.
Строительные работы инвесторы думают начать уже в этом году, и если все пойдет по плану, то перерезать красную ленточку первой очереди глубоководного порта для более интенсивного продвижения китайских товаров в Европу будущий президент Украины сможет уже через четыре, максимум — пять лет.
Но может и не перерезать. Громадью этих планов намерены помешать, прежде всего, крымские экологи и простые жители, многие из которых считают непрозрачную сделку за их спиной просто "очередным дерибаном" на их территории и за их счет. Однако их мнения никто и не думал спрашивать. "Это все равно, — говорят крымские активисты, — как если бы мы пришли в чужой дом и стали там устанавливать свои порядки – как его развалить или перестроить, не заметив при этом хозяев".
Вот уже несколько месяцев они пытаются протестовать – раз в неделю на одном и том же месте в Симферополе и других городах полуострова собираются экологи и простые жители, чтобы публично высказать свое негативное отношение к строительству глубоководного порта в Саках. В последние выходные они призвали жителей Крыма "бомбардировать правительство Могилева (премьер-министр Крыма – А.Я.) письмами с требованием отменить эту стройку".
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот и всем следует быть довольными. Ведь развитие подобной инфраструктуры предполагает новые возможности: рабочие места, зарплаты, прибыль. Однако у крымчан — свои железные аргументы против, подкрепленные экологическими исследованиями и научной экспертизой.
По мнению профессора Виктора Тарасенко, главы Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", "строительство большого китайского порта "Крым" на озере Донузлав или же в Сакском районе — это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым! Это уничтожит уникальную курортную житницу!"
И это не просто слова и эмоции. Экологи-ученые и жители полуострова проясняют важные детали украинско-китайского проекта, которые не просматриваются за общими фразами чиновников о грядущем благоденствии крымчан. Оказывается, искусственная акватория глубиной 25 метров будет вырыта прямо по суше, углубившись далеко в крымскую степь, а для захода судов по лечебной, по сути, сакской земле будет построен 9-километровый морской канал.
Что из этого следует? Прежде всего, — беспрецедентное нарушение баланса тысячелетиями сложившихся здесь экосистем – море-озеро-суша – со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды. Вот что говорит об этом на сайте "Свободной прессы" замдиректора филиала Института стран СНГ бывший депутат Верховного совета Крыма Олег Родивилов: "Для сравнения — на бывшей советской базе ВМФ "Донузлав" прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья Крыма. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".
Вызывает большое беспокойство у местных и экологов и строительство на берегу порта грузовых терминалов, особенно — зернохранилища на 20 млн тонн. Откуда здесь возьмется столько зерна, если в самые благоприятные годы со всех полей Крыма собирали чуть больше 2 млн тонн? Как заявил крымский политолог Сергей Киселев, "порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тысяч гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы". Китайцы уже поспешили объявить, что сумеют собрать с арендной территории не менее 8 млн тонн зерновых.
Как им удастся этого добиться, спрашивается? Как обычно – за счет ударных доз минеральных удобрений. (В России это уже происходит – после арендаторов-китайцев земля превращается в лунный грунт. При этом мало кто знает, какими именно удобрениями они насилуют российские поля, сколько этой гадости утекает в грунтовые воды и куда они, эти воды, потом уплывают.)
В общем, по мнению специалистов и обеспокоенных жителей полуострова, Китай при таком подходе к делу вполне может превратить земли Крыма, а также южных областей Украины, в сырьевую базу, то есть в собственную продовольственную колонию.
"Я уже не говорю о воздухе, — сетует Олег Родивилов. — При перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток — от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком". И это – в европейской здравнице!
В конце прошлого года группа известных ученых-экологов, действительных членов Крымской Академии наук обратилась к премьер-министру автономной республики Анатолию Могилеву с открытым письмом. В нем, в частности, говорится: "…Строительство крупного морского порта в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".
Пока реакция украинских властей на обеспокоенность крымской общественности нулевая. Революционный бой не в Крыму, но все – в дыму. Как бы за этой дымовой завесой борьбы за власть Украина не потеряла свою самую драгоценную жемчужину. Или сценарий разворачивается согласно украинской пословице: "Взяв чорт Івася, то нехай бере і його колиску"? То есть "Взял черт Иванка, так пусть берет и его колыбель"?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах