Кадр из фильма «Дурак».
На «Кинотавре» - не просто фильм, но Событие:
«Дурак» Юрия Быкова – это не столько кино, сколько обвинительный приговор.
Всей стране разом.
«Дурак»
Россия, ООО «Творческо-производственное объединение «РОК»,
реж. Юрий Быков,
в ролях: Артём Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Александр Коршунов, Дарья Мороз, Дмитрий Куличков, Елена Панова, Сергей Арцибашев, Ирина Низина.
Интрига
Бригадир ремонтников Дмитрий Никитин
обнаруживает в девятиэтажной общаге трещину во весь дом, ползущий фундамент и крен на десять градусов:
по всем законам физики здание, как и «Титаник», обречено и упадёт в любом случае в течение суток.
Другой бы плюнул и пошёл спать:
Не его ведь район, да и живёт в общаге одна «шваль».
А этот – дурак: забил тревогу.
Заявился прямиком на юбилей мэра, которую в глаза все зовут «мамой»,
сумел убедить собрать совещание.
Все начальники, конечно, уже пьяненькие, но протрезвели быстро: на кону не просто 820 жизней,
а непосредственно их, начальнические, карьеры и головы.
Ведь капремонт в здании был - да вытек в одну покраску, остальное главный в карман свой забрал,
ну и пожарным на взятку хватило.
Если людей спасать, то их и расселять срочно нужно,
а куда – и без того малый бюджет давно разворован…
Так что, может, ну её к чёрту, эту общагу?
Найти виноватых, сжечь документы, а там, глядишь, губернатор от суда отмажет, не зря же ему львиную долю отстёгивают…
Мэрша
А жена Дмитрия сразу предупреждала: грохнут.
И не добьёшься ничего, и себя, юродивый, погубишь.
Там же повязаны все так, что страшно подумать!..
Там, во власти – перед которой российский человек абсолютно беззащитен.
Юрий Быков уже прошлогодним «Майором»
показал, что легкомысленный жанр его не интересует – и кино он воспринимает не как развлечение,
как рупор, как средство прямого воздействия,
как рычаг давления на современную нашу действительность. В «Дураке» он пошёл ещё дальше,
обвинив во всех смертных грехах не одну полицию,
но вообще всю верхушку, всю российскую вертикаль власти.
И бьёт он наотмашь, уходя от метафор и проговаривая всё своими словами:
и про то, почему у нас вся Госдума на курортах сидит, и про то, что план есть не только по налогам и по военкомату,
но и по выборам.
«Я половину бюджета в области откатываю!»,
- бьёт по столу рукой мэр, признаваясь перед своими, что и про себя не забывала – а как иначе.
И другие ведь не лучше:
«А у кого здесь рыло чистое?..»
«Вся страна на взятках», - как само собой разумеющееся выводит местный олигарх,
а прокурор и вовсе выдаёт формулировку, обречённую стать крылатой:
«Я человек русский, я не взять не могу».
Такой вот «гадюшник»
- провинциальная мэрия, «вор на воре», где все «сожрать готовы друг друга».
Что по сравнению с этим бытовое воровство на производстве (отец героя тоже дурак – не ворует)?
Что беспробудное пьянство (причём избитая жена не даёт ментам забрать пьяницу-мужа, так как тому на работу завтра,
иначе опять без премии оставят)?
Что ломаемая каждый вечер гуляющей молодёжью скамейка у подъезда?
Пустяки, дело житейское.
А люди… «Давно ты о людях стала думать?» - спрашивает мэра её давний знакомый.
Не правильнее ли решить, что если б меньше было таких общежитий, то и мир был бы чище?..
**
«Дурак» - даже не обвинение, это приговор. Черта в котором подводится горькими, но всеми, кажется, разделяемыми словами: «Никогда тут по-другому не будет. Никогда».
Конечно, «Белая белая ночь» тоже об этом – о том, как власть имущие катком проходятся по тем, кого считают рядовым быдлом.
Но при всей остроте темы речь у Салахутдиновакультурная, интеллигентная –
ну, словно университетский профессор пришёл в ЖЭК и стоит осторожно в углу, затолканный туда шумящими пенсионерами.
Быков же расталкивает всех плечами, ногой выбивая нужную ему дверь и сразу хватая за шкирку виноватого.
Сюсюкать ему не с руки – он вываливает на зрителя всю правду разом.
Обобщая, утрируя, сводя в один огромный ком всё-всё-всё – но и добиваясь таким образом оглушительного эффекта.
Порой ему изменяет вкус
(«Спокойная ночь» у «Кино» хорошая песня, но здесь она просто не к месту), порой – чувство меры.
Он не просто энергичен, но избыточен – и там, где иному хватило бы пары предложений, он выдаёт целую речь.
Не уставая раз за разом повторять одну и ту же мораль, он за одним финалом
сразу предлагает второй, а затем ещё и третий
– всё копая эту могильную яму и копая.
Он не в силах остановиться, видимо, думая, что не все ещё поняли его главную мысль – и упорно добиваясь,
чтобы дошло уж точно до каждого.
Он бьёт и бьёт, бьёт и бьёт…
Но в боксе ведь так и побеждают, а кино для Юрия Быкова – несомненно, отчаянный поединок с врагом, который сильнее его, страшнее и беспощаднее.
Таким и должно быть настоящее кино – социальным.
Не уводящим от сути, а рассказывающим о реальных проблемах.
Фильм – как заявление в прокуратору.
На основе которого делаются выводы на местах.
Только… Все ж мы понимаем, что выводы эти уже в ста километрах от столицы никому не нужны,
и сказал Быков подлинную правду:
кардинальных изменений стране не дождаться.
Можно только верить в них – и по мере собственных сил хоть как-то, но бороться за светлое общее будущее.
Хотя многие предпочтут успокоиться, получив лишь личное место под солнцем.
**
Подводя итоги 2013-го, прошлогодний председатель жюри
Александр Митта
в одном интервью признался (передаю смысл, а не дословно),
что «Майор» был сильнейшим претендентом на Гран-При
– но появился «Географ глобус пропил»,
и вышло так, что честнее оказалось не дать фильму Быкова ничего.
Та же самая ситуация и сейчас: давать «Дураку» какой-либо приз, кроме главного, покажется по меньшей мере странным.
Тут либо сказать твёрдое «Да» - и принять брошенный вызов,
либо не стыдится, выдавая картине утешительную награду за сценарий.
Так что в какой-то мере это вызов и лично Андрею Звягинцеву
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах