1 000 метров под землёй: первый фоторепортаж из самой глубокой шахты России -
"Черёмуховская-Глубокая"
Её откроют сегодня в Североуральске.
Сегодня в Свердловской области запустят самую глубокую шахту в России.
Сегодня в Североуральске запустят новую шахту "Черёмуховская-Глубокая". Изначально в гости ждали премьера Дмитрия Медведева, который регулярно посещает подобные грандиозные открытия,
но на этот раз открывать новый объект будут губернатор Евгений Куйвашев и глава РУСАЛа Владислав Соловьёв.
Корреспондент E1.RU посмотрел шахту за несколько дней до официального открытия.
"Черёмуховская-Глубокая" – тот ещё долгострой – первые работы были проведены ещё в начале 80-х годов прошлого века.
Именно тогда начали возводить ствол (это такой гигантский колодец, в котором находятся ёмкость для подъёма руды,
а также клеть для людей), но несколько раз замораживали стройку.
И только лишь в 2010 году РУСАЛ (владеет СУБРом) принял окончательное решение о том, что шахта должна быть.
Всё дело в том, что именно тут сосредоточены гигантские запасы бокситов (руды, из которой затем делают алюминий). Их оценивают в 42 миллиона тонн, и это только вскрытые, а в целом речь может идти о 200 миллионах тонн (около 40% от всех запасов Североуральского рудного поля).
Если алюминий по-прежнему продолжат активно использовать в промышленности, то Североуральск будет хорошо жить ещё 30–40 лет.
В итоге РУСАЛ вложил в строительство шахты 5,6 миллиарда рублей.
Давление – 143 на 84, пульс – 108 ударов в минуту.
Переволновался. Всё-таки не каждый день приходится спускаться в глубь земли, чтобы своими глазами увидеть, как добывают бокситы.
Два дня представлял, что предстоит оказаться в шахте, которая находится на глубине в тысячу метров.
Это пять с половиной небоскрёбов "Высоцкий", но только не вверх, а вниз.
Врач, которая проводила медосмотр, сжалилась надо мной (всё-таки 450 километров от Екатеринбурга ехали) и дала допуск.
В новую шахту мы спускаемся с Денисом Егоркиным, заместителем главного инженера по горно-капитальным работам СУБРа.
Именно он отвечал за строительство объекта. И чувствуется, что результатом он доволен, поскольку объект, который строили больше 30 лет, практически завершён.
В новую шахту мы спускаемся в свежевыкрашенной клети (её специально привели в порядок для дорогих гостей).
Дистанцию в тысячу метров этот лифт преодолевает за шесть минут.
В стволе кромешная тьма, и всё время капает вода. Немного жутковато.
Впрочем, раньше было ещё страшнее – спуститься можно было только в бадье.
В неё входят всего четыре человека, а дорога до нижней отметки занимала полтора (!) часа.
И даже присесть нельзя.
Клеть опускает нас до горизонта в 1 040 метров, а всего же длина ствола – 1 500 метров. Шахта входит в пятёрку самых глубоких в мире.
Ещё пару лет назад его сечение было всего шесть метров.
Всего за год его диаметр расширили до 15 метров, подняв наверх 16 тысяч кубометров породы.
После этого забетонировали и поставили кольца.
Выработка похожа на тоннель метро.
Прогуливаемся по нему с Денисом.
Он рассказывает, что горно-геологические условия тут очень тяжёлые – постоянно происходят горные удары.
Один из таких согнул металлические кольца – пришлось дополнительно укреплять этот участок.
Шахта "Черёмуховская-Глубокая" напоминает автомобиль, который только что выехал из салона, а потому пластик ещё пахнет. Вот и тут в воздухе стоит запах краски, всё чистенько.
"Вы даже представить не можете, что тут было год назад. Тогда мы закончили проходку всех выработок.
Сейчас же всё довели до ума:
уложили пути, провели все коммуникации", – с гордостью рассказывает Денис.
Вообще чувствуется, что он гордится результатом.
Совсем скоро тут начнут ходить вагоны с рудой. Они будут выгружаться в бункер при помощи этого нехитрого устройства: два вагона заезжают на площадку, опрокидываются. После этого горная масса попадает на скипы и поднимается наверх. Показывать конструкцию в работе не стали, так как краска ещё свежая.
Горизонта 1 040 метров хватит для добычи бокситов примерно на десять лет. За это время должны построить ещё один горизонт на 200 метров глубже. Всего же длина ствола составляет 1 500 метров. Благодаря новому горизонту себестоимость добычи бокситов станет самой низкой на СУБРе – на 30–40% дешевле нынешнего уровня.
Шахту венчает самый длинный (около 90 метров) копёр, в котором уже установлена одна подъёмная машина. Каждый день они смогут поднимать до 10 тысяч тонн горной породы.
На высоте в 66 метров установлен электродвигатель мощностью в 8 мегаватт – за одну ходку он поднимает 30 тонн породы. При этом он сам весит 58 тонн! В этом году должны закупить ещё один. Через два года должны будут работать три подъёмных машины: для руды, пустой породы, и одна будет поднимать и опускать в шахту рабочих.
Как добывают бокситы
В "Черёмуховской-Глубокой" пока бокситы не добывают, именно поэтому мы спустились в "Кальинскую", которая находится в нескольких километрах от неё.
Так схематично выглядит шахта "Кальинская". Начальник производственно-технического отдела СУБРа Владимир Сауков показывает ствол, от которого в разные стороны отходят подземные коридоры – штреки.
Перед спуском в шахту нам выдали новый комплект одежды. Но в армии мы не служили, а потому без помощи доброй сотрудницы СУБРа намотать портянки не смогли.
Говорят, что в 90-е шахтёры нередко выходили на смену подвыпившими, именно поэтому перед спуском в шахту и после надо обязательно провериться на алкотестере.
Спуститься в шахту можно только несколько раз в сутки – строго по расписанию.
Вот это реально действующая шахта – это целый город под землёй: длина тоннелей составляет около 30 километров.
Везде бокситы – песок красного цвета. Буквально через час мы все были в нём. Отмыть его очень сложно.
До места, где добывают бокситы, ещё надо добраться. Мы ждали электровоз, но он не пришёл, а потому отправились пешком.
Полное ощущение, что ты спустился в метро.
Но стоит только подумать, что над тобой 1 000 метров земли, и голова тут же начинает кружиться.
Под землёй ты совершенно не ощущаешь пройденного расстояния, не можешь понять, где находишься. В какой-то момент я отстал от провожатого и пошёл в другой тоннель. Если бы не одумался, то мог бы искать выход пару дней.
Нам показали только один вариант добычи бокситов – при помощи машин. Процесс выглядит следующим образом: бурильная машина Boomer в породе делает несколько десятков шпуров глубиной до четырёх метров, затем в них закладывают взрывчатку и подрывают. Но использовать машины можно далеко не везде, а потому чаще бурят вручную.
После взрыва в породу устанавливают металлические анкеры, чтобы укрепить стены.
Анкероустановщик купили не так давно за 30 миллионов рублей в Швеции.
Из перепуска руда попадает в самосвал. Затем он отправится к следующему перепуску, и только потом руду отправляют наверх.
А на СУБРе очень высокое содержание руды – около 50%.
Обратно возвращаемся на моноканатной кресельной дороге. Она аналогична тем, что стоят на горнолыжных комплексах.
Главное – вовремя спрыгнуть с неё, а то можно впечататься в стенку.
Последнюю часть пути по шахте мы проехали на местной электричке – вагончики похожи на детские, а потому надо в два раза свернуться, чтобы зайти в него.
В шахте мы провели полдня и адски устали. И это при том, что мы не занимались физическим трудом, а просто ходили и смотрели. Просто очень сложно психологически находиться постоянно в темноте.
Адская работа.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах