Приходи с интересными идеями и находками
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаю посмотреть и поучаствовать. В любой теме
Режиссеру одного фильма"Александру Аскольдову 93 года

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Не придуманные истории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18956

СообщениеДобавлено: Вт Июн 16, 2015 5:22 pm    Заголовок сообщения: Режиссеру одного фильма"Александру Аскольдову 93 года Ответить с цитатой



Режиссеру одного фильма"Александру Аскольдову 93 года



впервые в советском кино осмелившемуся сказать о евреях и Холокосте, и за признанный ныне шедевр мирового кинематографа растоптанному властью.

https://www.youtube.com/watch?v=LHBg7PVXfyg


Когда в 1939 году арестовали отца и мать, он, пятилетний, ночью прибежал в знакомую еврейскую многодетную семью - и они укрыли, спасли "сына врагов народа".

Потом он сумел выбиться "в люди", после университета стал чиновником культуры, референтом министра культуры и ... бросил карьеру,
поступил на Высшие режиссерские курсы и получил право снять выпускной фильм.

По какому-то невероятному стечению обстоятельств ему удалось "протащить" сценарий
по коротенькому рассказу Гроссмана
"Это было в Бердичеве"
Online
Василий Гроссман. В городе Бердичеве
http://www.lib.ru/PROZA/GROSSMAN/r_berdichew.txt

(ему говорили: "Ты хороший мужик, но на кой дались тебе эти евреи!", потом снять сам фильм, который был показан только один раз,
в 1967 году - приемной комиссии.


Сейчас фильм "Комиссар" во всех киноэнциклопедиях (кроме российских) называется одним из лучших произведений мирового кино, в 80-90-е гг.

Комиссар. (1967). Полная версия. - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=QHgzcK4tnS4



он получил множество призов на престижнейших кинофестивалях, Нонну Мордюкову Британская энциклопедия назвала одной из десяти лучших актрис ХХ века именно за роль в "Комиссаре".










Это совершенно уникальный случай - фильм получил все свои международные награды почти через четверть века после своего создания.


Действие фильма происходит во время Гражданской войны.
Героиня комиссар Красной Армии (Нонна Мордюкова)
привыкла к суровой, мужской военной жизни, и, казалось бы, в ней не осталось ничего женского,
но когда полк останавливается в местечке, она обнаруживает, что беременна.

Она в ужасе, рожать она приходит в семью бедного многодетного еврея Магазанника (Ролан Быков).

Там она оказывается среди людей совсем другой жизни, живущих совсем другими заботами, чем мировая революция, там,
окруженная "еврейскими" хлопотами о будущем ребенке, она постепенно "оттаивает".

Но, когда уже с новорожденным на руках, она видит, как уходит ее полк, она оставляет своего младенца у приютившей ее семьи - и бросается вслед за своими боевыми товарищами...


Финал фильма: "марш обреченных" - через двадцать лет евреи местечка идут в печи и рвы Холокоста...
За этот фильм Александра Аскольдова

исключили из партии, уволили с работы с формулировкой "профнепригоден", годами длилось судебное преследование о "растрате в особо крупных размерах" (имелся в виду сам факт создания такого фильма).


Ролан Быков о нем писал:
"Аскольдов делал эту картину поразительно одиноко, и все, кто поддерживал его, предали его, когда она вышла.

И его стали бить. Вы знаете, и нас всех били, но так жестоко не били никого.

Я не знаю человека, больше пострадавшего в нашем искусстве, чем Аскольдов"...

"Самая трагическая судьба нашего кино это Аскольдов" (знаменитый мультипликатор Юрий Норштейн).

Конечно, дело было в том, что на Гражданскую войну Аскольдов посмотрел совсем не так,
как видится она во всенародно любимом "Белом солнце пустыни", конечно, "не принято" было вообще упоминать,

что рядом живут евреи, но самую большую ярость вызвала финальная сцена (стилистику которой позаимствовал, "процитировал" Спилберг в своем "Списке Шиндлера".

Когда уже в "перестройку" пленку достали из архива, от ее создателя потребовали одно-единственное, но главное "вырезать Холокост"....

Сейчас Александр Яковлевич Аскольдов живет в Германии,
не любит приезжать на родину, где до сих пор чувствует на себе косые, а то и ненавидящие взгляды бывших коллег.

И нашей стране, ее русскоязычной общине в особенности, не грех помнить таких людей - своей судьбой заплативших за правду о судьбе нашего народа.

Я хочу вам предложить одно стихотворение: Его написал замечательной души человек, Александр Державец..

ЖИЛ ЧЕЛОВЕК ХОРОШИЙ
=======================
Собаки лаят где-то,
Гремит пальба иль гром.
Сосед мне по секрету
Шепнул: "будет погром".

Совет небрежно брошен,
Чтоб прятался скорей:
"Ты человек хороший,
Но все-таки еврей".

Жил человек хороший
Да, вот беда - еврей,
Клейменный словно лошадь
На родине своей.

Он верил идеалам,
И думал все равны.
Наивный этот малый
Не знал своей страны.

Мой прадед при погроме
Погиб в расцвете лет.
Семьей не похоронен
Пропавший в гетто дед..

На фронте стал калекой
Отец в сорок втором,
Но минуло полвека,
Я снова жду погром.

Жил человек хороший
Да, вот беда - еврей,
Клейменный словно лошадь
На родине своей.

Он верил идеалам,
И думал все равны.
Наивный этот малый
Не знал своей страны.

Был Родиной отринут,
И долго горевал.
Наверное чужбину
Я Родиной считал.

Теперь все это в прошлом
Грусти или жалей.
Жил человек хороший,
"Но все-таки еврей" .

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18956

СообщениеДобавлено: Вт Июн 16, 2015 5:48 pm    Заголовок сообщения: Диалог Ответить с цитатой

Кинорежиссёр Александр Аскольдов: В искусстве быть гибким не надо
19 апреля 11:24

НИНА КАТАЕВА

Среди фильмов, переживших своё время, «Комиссар» Александра Аскольдова с Нонной Мордюковой в главной роли занимает особое место.



Эта глубоко философская лента, получившая на Западе более 20 призов, в том числе берлинского «Серебряного медведя», и ставшая предметом серьезного изучения киноведов, в СССР долгие годы пролежала на полке. И потом, когда её выпустили, прошла далеко не на главных экранах страны.


Аскольдов преподаёт основы режиссуры будущим кинематографистам в Германии, Швеции, США, его часто приглашают в жюри международных кинофестивалей, а в России он работает в основном на «Золотом витязе».

– И каковы впечатления, Александр Яковлевич?

– К сожалению, у фестиваля нет материальных возможностей. Президент «Золотого витязя» Николай Бурляев – грандиозный энтузиаст своего дела, но у него мало помощников.

Под девизом «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека»
подпишется каждый, но следует признать, что по существу искусство отказалось от прокламирования христианских и духовных ценностей.

– На данном этапе, Вы хотите сказать?

– Этап растянулся. Помню, прочитал как-то интервью удачливой девушки, поставившей много спектаклей.

«Каковы Ваши принципы?» – «У меня особых принципов нет». – «А что Вы исповедуете?»
– «Надо быть гибкой».

Думаю, что в искусстве быть гибким не надо.

Гибкие люди и создают то искусство, которое мы с вами сегодня хлебаем.

Искусство возникает на определённом жизненном фундаменте.
А если фундамента нет, не ждите картин, которые вас потрясут.

Им не с чего появиться, потому что жизненные ориентиры фальшивы и губительны.

«Левая» интеллигенция на Западе всегда стыдилась буржуазности.

И люди искусства в Европе не трясут кошельками.

Бен Кингсли, знаменитый английский актёр, лауреат «Оскара», ездит на мотоцикле, хотя может позволить себе «Мерседес», у людей есть стиль.

А у нас молодой режиссёр, не стесняясь, говорит в интервью:
«Вы знаете, я в метро лет пять уже не спускался».

А чего же ты не спускался?
Ты спустись, подыши этим воздухом, посмотри, что за люди там ездят…

У меня нет машины, и мы с женой ездим на метро.
Не сподобились, что поделаешь. Зато я понимаю, что к чему в этой жизни и как живут люди.

– Как Вы считаете, существует объективность в распределении наград на крупных международных кинофестивалях?

– Не обольщайтесь.
Многое зависит от расклада самых неожиданных вещей, от привязанностей и пристрастий.

Все эти звания и награды уходят в прошлое, а у нас сейчас вообще нет ненародных артистов, вы заметили?
Все артисты народные.

– Нет, у нас – «звезды»!

– «Звезды» – не государственная категория.
Вот Дима Билан – народный артист, а что нам делать тогда с Еленой Образцовой, Тамарой Синявской,
замечательными певцами Большого театра?

«Евровидение» – конкурс для тинейджеров, и только нам объявили, что это серьёзное состязание.

А из эстрады у нас сделали непонятно что.
В отношении художников должна проводиться умная государственная политика.

К сожалению, в России её не существует. Не устоявшихся, «младенческих» деятелей культуры полно, но ориентироваться на них невозможно.


– Оправдываете ли Вы героиню Нонны Мордюковой в «Комиссаре», оставившую младенца на попечение чужих людей и отправившуюся воевать за счастье человечества?

– Никогда не смотрю этот фильм, я его перерос, и он принёс мне много неприятностей в жизни.

Дело в том, что история моей картины неизвестна здесь.
Скажу только, что это самый прокатный русский фильм за границей.

О картине написаны десятки книг. Картина прошла мировые фестивали, имеет гигантскую прессу. Ну и что?

Призы я раздал внучкам, каждая каким-нибудь «медведем» колет орехи или забивает гвозди.

Дело не в этом.
В «Комиссаре» впервые сказано, что нужна толерантность религий.

Если б вы знали, что со мной за это сделали!
Меня исключили из партии. Картину не выпускали 20 лет.

Мне пришлось уехать в Казань и работать бетонщиком.

Но так получилось, что на XV Московский кинофестиваль в 1987 году приехали
все великие – Маркес, Феллини, Джузеппе де Сантис, Ванесса Редгрейв,
председателем жюри был Роберт де Ниро.

Я был под следствием за растрату госсредств на съёмках, с подпиской о невыезде, но, тем не менее, выступил на заседании одной из секций фестиваля.

Решением ЦК «Комиссара» выпустили ограниченным тиражом.
Что говорить, я с удовольствием снимал бы кино в Москве, но мне и сегодня не дают деньги.
Поэтому я делаю картины со студентами в Германии и в Швеции.


– Ваш случай, конечно, вопиющий и в советском кинематографе единственный.

– Когда художника лишают возможности работать, для него это самая большая трагедия.

А мне запретили работать в кино постановщиком, вторым режиссёром и ассистентом режиссёра ввиду «отсутствия профессиональных навыков».

Судьба, действительно, единственная в нашем кино, поэтому все мои друзья ведут себя тихо.

Но и западный мир идеализировать не нужно, а у нас всё равно думают – «вот бы в Италию поехать»!

Туристом можно – купить колготки на распродаже.

А работать в Италию поехал один Тарковский, но это был исключительный случай.

Тарковскому не запрещали работать, более того, на Западе он никогда бы не снял своих лучших фильмов.

Там нельзя переснимать, жёсткие графики, невероятное давление.

А у нас были люди, которым разрешалось всё, наша элита:
Бондарчук, Ростоцкий – что хотели, то и делали.

– Кто же был среди Ваших гонителей?

– Дело в том, что гонителями были все,
смотрите документы, но сейчас меня это не тревожит.

Я и тогда особо не дознавался, но меня всегда поражало то, что человек ещё до того, как склеит картину, уже шьет себе фрак.

Больше 20 лет работаю на Западе, был на всех фестивалях, меня принимали короли и королевы,
Астрид Линдгрен в Швеции вела дискуссию о моём творчестве, но у меня до сих пор нет фрака и бабочки.

Единственное, если бы мне довелось начать заново, постарался бы отвести удар от близких.

Всю жизнь моя жена и дочь страдали из-за меня.
Я никогда про это не рассказываю, потому что вижу, как сейчас сплошь и рядом люди расчёсывают комариные укусы и выдают их за фронтовые ранения.

Помню, мы обсуждали это еще с Роланом Быковым.
Вообще, меня страшат люди-перевёртыши.

Именно они любят говорить о том, как им «запрещали» работать при советской власти, но бесполезно предлагать им сделать что-либо значительное сегодня.

У них нет убеждений, от них нечего ждать.

– Какую роль сыграло в творческой судьбе Нонны Мордюковой участие в «Комиссаре»?

– У нас любят называть все фильмы подряд «классикой», а кинематографистов «великими».

В то время как «великих» в истории искусства раз, два – и обчёлся.

И фильмов, которые переживают время, мало.
Но 40-летие моей картины не отметили даже ради Мордюковой.

Не берусь определять, какая она актриса, в моём восприятии это какой-то кусок породы.

Права её героиня, неправа – неважно, она вас волнует.

Возможно, благодаря религиозному подтексту, который там есть.
Вы знаете, что редсоветом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году Нонна Мордюкова включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

– А идея нового фильма в Вашей голове не возникает?

– Как же, я написал роман «Возвращение в Иерусалим»
– об истории нашей страны.

«Комиссар» – это начальный период, а в романе действие происходит в 30-е годы.

Мы с Роланом Быковым задумывали глобальное кино и даже сняли несколько кусков.

Но странная вещь – когда я делал «Комиссара», я хорошо представлял себе гипотетического зрителя,
а сейчас не вижу его и не понимаю, что нужно всем этим хорошим людям, которых так много вокруг меня.

А снимать кино с таким настроением всё равно, что заниматься любовью без женщины.

Ты обязательно должен знать, для кого и во имя чего делаешь фильм.

В «Возвращении в Иерусалим» интересный сюжет, но там многое придумано, поэтому очень важно, чтобы на экране присутствовала высокая поэзия.

Ведь как может быть – кто-то из картины вынет только сюжет.

Вспомните, в «Комиссаре» тоже можно было увидеть только еврейскую семью
– то, как они одеты, что едят, как глава семьи бьёт жену, а дети ходят грязные.

А я делал картину о любви к маленькому человеку, к своей малой родине, о национальной толерантности.

При этом в ООН посчитали, что мой «Комиссар» поможет им ещё больше ненавидеть войну,
и обязали всех членов организации посмотреть картину.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18956

СообщениеДобавлено: Вт Июн 16, 2015 6:02 pm    Заголовок сообщения: Биография Ответить с цитатой

Аскольдов Александр Яковлевич

Родился 17 июля 1932 года в г.Киеве.

Отец Александра Яковлевича был директором крупного завода, мама была врачом.

Из воспоминаний А.Аскольдова:

"Сначала арестовали отца, на следующий день приехали за мамой.

Я не спал, подглядывал из-под одеяла. В квартире проходил обыск. Мама одевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД.

Она попросила их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: «Ничего, привыкай одеваться при мужиках».

Самая страшная картина в моей жизни - на моих глазах оскорбляли самого любимого человека.

И маму увели. Выходя, один из чекистов приказал другому:
«За мальчишкой вернешься, когда отвезешь ее в тюрьму».

Я как-то ясно понял, что нужно уходить из этого дома.
Но были две неразрешимые проблемы: не умел завязывать шнурки на ботинках и не знал, как открыть английский замок.


Но тут первый раз в жизни завязал шнурки, потом поставил стул и открыл замок...

Захлопнул дверь и ушел в темноту ночного Киева.
Помню, шел по Крещатику. Начинался ранний рассвет, была весна, цвели каштаны, воздух переполнялся сладким запахом цветения.

С тех пор этот запах я переношу с трудом.
Почти инстинктивно пришел к дому, где жили друзья моих родителей, многодетная еврейская семья.

Позвонил, открыли, увидели на пороге, все сразу поняли, расплакались, спрятали, сохранили.

Позже меня переправят к бабушке.
После войны, уже став взрослым человеком, я искал след этих людей, но он оборвался в Бабьем Яру

- фашисты их расстреляли с тысячами других киевских евреев..."

Считался сыном "врага народа" поэтому не был принят в МГУ,
был вольнослушателем филфакультета.

Лишь на втором курсе был официально принят в университет.
Закончил Литературный институт им.Горького.

Написал первую в СССР статью о Михаиле Булгакове,занимался исследованием его творчества.

Работал чиновником в Министерстве культуры, Министерстве кинематографии СССР,в том числе ряд лет в оценочной комиссии.

Окончил Высшие режиссерские курсы(1966).
Снял художественный фильм "Комиссар"(1967), который был запрещен.

В своей книге Федор Раззаков пишет:
" Бытует легенда, что негатив с "Комиссаром" высокое начальство приказало смыть.


Однако фильм от уничтожения спас Сергей Герасимов.... таких легенд вокруг фильма сочинено немало.

Например, уже в наши дни (в июне 2007 года) в Новой газете" был опубликован рассказ ,что "Комиссар" чудом сохранился, находясь в каком-то богом забытом подвале с пауками.

Однако точку в этой истории поставили слова ответственного работника Госфильфонда В.Дмитриева.

Цитирую:
"Меня глубоко оскорбил материал в "Новой газете".
Это абсолютная ложь!

Негатив "Комиссара" поступил в Госфильмофонд сразу,как только фильм был запрещен,- а он был запрещен официальным приказом Комитета по кинематографии,

- тогда же был нами принят, проверен и регулярно проходил техническую проверку вплоть до того,как был разрешен к прокату".

Впервые широкий зритель увидел фильм в 1987 году.
"Комиссар" получил большое количество наград на международных фестивалях в Роттердаме,Берлине,в американской киноэнциклопедии назван шедевром.

Поскольку Аскольдов не смирился с запретом своего фильма и бросился отстаивать его во всех инстанциях,
власти его наказали по полной программе.

Он был уволен с киностудии за "профнепригодность", исключен из партии и выселен из Москвы за тунеядство.

Вынужден был уехать из Москвы в Казань на строительство "КамАЗа",
работал в бригаде плотников-бетонщиков до 1974 года.

Позже Аскольдова восстановили в партии и сняли с него партийное взыскание.

Правда,в профессию больше не вернули.

По возвращению в Москву работал худруком Государственного концертного зала "Россия",
директором у Аллы Пугачевы.

Поставил спектакль и фильм "Завещание",посвященный матери.

Выехал в ФРГ ,где активно работает как сценарист,преподаватель в университете,

читает лекции в Академии кино Швеции.

Александр Аскольдов написал роман "Возвращение в Иерусалим", автобиографию.

Журнальный зал | Новый Берег, 2004 N4 ..
http://magazines.russ.ru/bereg/2004/4/aa16.html

“Возвращение в Иерусалим: история для кино, длиною в 20 лет”,

Я самоед, мне очень тяжело думать о судьбе моей страны. Я вижу величайшую несправедливость, которую некто ниспослал России. Раньше все было ясно, я знал с кем бороться, как противостоять системе, сейчас я не знаю.
Сегодня настолько всем правят деньги, всем на свете. Интеллигенция в России никогда не была солидарна, но такой разнузданности, такого циничного, равнодушного отношения к людям никогда ранее она не демонстрировала.

Это меня не то что тревожит, я места себе здесь не нахожу, - я не хочу быть среди них.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Не придуманные истории Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Жизнь должна быть разумней


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS