Чеченско-турецкий след в гибели рейса 9268
Скотоводы правят бал
Кристина Кормилицына/Коммерсантъ
Владелец “Когалымавиа”,
уроженец Чечни Исмаил Лепиев, начинал бизнес в Петербурге.
Его партнер-земляк сегодня отмечает день рождения.
При расследовании обстоятельств катастрофы над Египтом Следственному комитету не обойтись без командировки в Турцию.
Чеченско-турецкий след в гибели рейса 9268
Следственный комитет России возбудил уголовные дела после крушения самолета компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс 9268 Шарм-эль-Шейх – Петербург.
В поисках подозреваемых в небезопасном оказании услуг и нарушении правил эксплуатации транспорта СК проводит обыски в офисах перевозчика, туроператора Brisco, аэропорту приписки Домодедово и в Самаре – последнем месте заправки разбившегося самолета с бортовым номером EI-ETJ.
Кроме командировки в Египет на место катастрофы, следователям СК наверняка предстоит поездка в Турцию.
Перевозчик и туроператор работают совместно не случайно – они имеют одних бенефициаров. Это турецкий магнат в сфере туризма Хамит Джанкут Багана (Hamit Cankut Bagana) и российский предприниматель, уроженец чеченского села Шали, Исмаил Лепиев.
На международной арене общий бизнес Баганы и Лепиева представлен под вывеской Prince Group с штаб-квартирой в Анталье.
В холдинг, судя по сайту, входят «Когалымавиа» (с 2012 года работает под брендом Metrojet), сеть престижных отелей Euphoria, компания по продаже яхт и несколько туроператоров.
Туротрасль в холдинге Лепиева объединена юридическим лицом ЗАО «Туризм холдинг и консалтинг» (ТХиК).
В него входят Brisco (бывший Lagina), турпакетами которого пользовались погибшие пассажиры,
ONtravel (Россия), Evelina Travel (Россия) и Go Adventure (Эстония).
ТХиК учрежден Исмаилом Лепиевым, он же руководит им в качестве гендиректора.
Юридическим владельцем Metrojet является «Западная авиационно-инвестиционная компания» (ЗАИК), тоже созданная Лепиевым в 2007 году.
В 2009-м в ЗАИК вошел турецкий бизнес в лице Баганы и Энвера Арслана, еще одного известного предпринимателя.
С 21 октября 2015-го Багана стал крупнейшим акционером ЗАИК (44,4 %), остальные акции распределились поровну между другим уроженцем Шали Бувайсаром Халидовым
(31 октября, в день катастрофы, ему исполнилось 43 года) и тольяттинским бизнесменом ингушского происхождения Амирбеком Гагаевым.
Кроме того, у Следственного комитета наверняка будут вопросы к топ-менеджменту, ключевые решения не принимающему, но обладающему правом подписи.
Авиакомпанию в качестве гендиректора возглавляет Сергей Мордвинцев (работал на руководящих должностях в авиакомпаниях «Самара», «Оренбургские авиалинии», «Кубань», «Руслайн»), ЗАИК – Висхан Табулаев.
В отличие от Мордвинцева, опыта в авиаотрасли у него нет. Табулаева аналитическая система СПАРК знает лишь как единственного учредителя частного охранного предприятия «Алмаз», зарегистрированного по тому же адресу, что и ТХиК.
Исмаил Лепиев начинал туристическую коммерцию в Петербурге. В 2005 году им был создан международный оператор «Пегасус», зарегистрированный на Большой Подьяческой улице.
Успешной деятельность компании назвать нельзя, в 2011 году она была признана банкротом. Бизнес-интересы Лепиев перенес в Москву и Турцию, создав ТХиК.
Сотрудничество с Хамитом Баганой получилось более успешным. Турецкий бизнесмен трудится в туротрасли больше 35 лет. Российской прессе до сегодняшнего дня он был известен как друг опального олигарха из турецкого Кипра,
владельца компании Polly Peck International Осила Надира, которого в Британии приговорили к крупному сроку за хищение 29 млн фунтов.
Багана выделял ему 5 млн фунтов для компенсации обманутым кредиторам.
По злой иронии, разбившийся самолет с бортовым номером EI-ETJ, который за 18 лет эксплуатации провел в воздухе 56 тысяч часов в течение 21 тысячи вылетов,
до поступления в авиапарк Metrojet состоял в штате компании Onur air Баганы.
В России Лепиев был не очень известен.
Скромность персоны подчеркивает скудный реестр собственности – автомобиль Volvo S80 2007 года выпуска и небольшая недвижимость в Химках, притом что оборот холдинга за 2014-й составил около 1 млрд евро.
В Турции, наоборот, Лепиев публичен, охотно раздает интервью, излучает успех.
Серьезные трудности у Metrojet отсутствовали. Но в 2015 году компания пыталась взыскать с Росавиации 150 млн рублей за траты на датчики обледенения
(без них самолетам отказывали в сертификации) и отбивалась от претензий на 11 млн долларов от туроператора «TUI Россия» (ООО «ТТ-Тревел»), совладельцем которого является известный бизнесмен Алексей Мордашов. Конфликт уладили, не дожидаясь решения суда.
У Brisco тоже не все было гладко. Петербургские турагентства с лета 2015 года потихоньку отказывались от сотрудничества с оператором. Основной причиной руководители турфирм называют овербукинг – перепродажу гостиничных номеров.
«Несмотря на то, что египетское и турецкое направления – ключевые в деятельности оператора, четких взаимоотношений с отелями почти не было.
Соответственно, железной брони тоже. Бывали случаи, когда клиентов Brisco переселяли в другие гостиницы», – подтвердил собеседник «Фонтанки» в Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии.
1 ноября Росавиация начинает внеплановую проверку Metrojet на соответствие сертификационным требованиям. Сегодняшнюю рекомендацию ведомства приостановить полеты в Египет авиакомпания проигнорировала.
Чартер из Пулково вылетел с опозданием и неполным. Некоторые туристы отказались подниматься на борт.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах