Приходи с интересными идеями и находками
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаю посмотреть и поучаствовать. В любой теме
Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибир

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей?
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18586

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2017 7:58 pm    Заголовок сообщения: Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибир Ответить с цитатой

URL: http://tass.ru/obschestvo/4037904

Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибирском "Хогвартсе"

Общество 22 февраля, 13:48 UTC+3

Ученые Новосибирского госуниверситета каждый год едут на региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников в поисках одаренных детей. Как работает система "охоты за гениями" — в



© ФМШ. Официальная группа СУНЦ НГУ/vk.com

Программа по поиску юных талантов со способностями к физике, математике, химии и биологии работает в Новосибирском госуниверситете уже много лет.

Преподаватели, которые занимаются отбором учеников, называют себя "гонцами".

Каждый февраль, когда наступает время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников,

они едут в несколько десятков регионов, наблюдают за участниками, проводят собеседования и самых талантливых приглашают в учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ).

Научные работы выпускников именно этого центра способствовали открытию
бозона Хиггса, обнаружению не известных ранее скифских курганов, совершению других громких научных открытий.

Глаза в глаза

Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама.

Видят нужных детей и собирают их.
Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая.

Природный ум — его всегда видно

Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ


— Когда ты смотришь человеку в глаза, ты видишь, чувствуешь, что у него за душой,
оцениваешь его энергетику.

Просто по листку с формулами, ответами на вопросы олимпиады этого не понять,
— объясняет важность личного разговора со школьниками директор СУНЦ,
профессор Николай Яворский,

который сам много лет выступал в роли "гонца".


— Очень важно понять, какие интересы у ребенка,
какой он видит свою дальнейшую жизнь,
понять, талантлив он или нет.

А одаренные дети — это совсем не обязательно победители олимпиад. И даже чаще их можно найти не среди победителей.

— Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама.

Видят нужных детей и собирают их.
Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая.

Природный ум — его всегда видно, — говорит "гонец" с 30-летним стажем, доцент кафедры математических наук СУНЦ Игорь Ляпунов.

Конвейер для гениев

Уникальную систему обучения талантливых детей разработал еще в 60-е годы прошлого века академик Михаил Лаврентьев,
основатель новосибирского Академгородка.

Когда ты смотришь человеку в глаза, ты видишь, чувствуешь, что у него за душой.

Очень важно понять, какие интересы у ребенка, какой он видит свою дальнейшую жизнь,
понять, талантлив он или нет.

А одаренные дети — это совсем не обязательно победители олимпиад

Николай Яворский
Директор СУНЦ НГУ


Лаврентьев считал, что будущую интеллектуальную элиту нужно готовить не в вузах,
а уже в школах,
и заниматься с талантливыми детьми в последние годы их обучения должны не школьные учителя,
а университетские профессора, сотрудники НИИ.

И жить школьники должны среди таких же одаренных детей, как они сами,
— чтобы повысить планку.


Так в 1963 году появилась первая в мире специализированная физико-математическая школа-интернат — ФМШ,
сейчас СУНЦ НГУ

— Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля
Новосибирского государственного университета.

Тогда же разработали и систему отбора школьников, принципы которой не изменились до сегодняшнего дня.

Первым делом стали проводиться Всесибирские олимпиады по физике и химии.

— Всесибирская олимпиада — одна из старейших в России, она проводится уже 56 лет,
— рассказывает Николай Яворский.

— До ее появления в СССР проводилась единственная предметная олимпиада — по математике.

То есть та система Всероссийских олимпиад, которая существует сейчас, по сути, придумана и инициирована академиком Лаврентьевым более полувека назад.

"Олимпиадники" и "исследователи"

Создание системы олимпиад позволило собирать талантливых детей в одном месте
в одно время, проверять их уровень знаний.

Кому-то может показаться, что гораздо проще было бы не посылать в регионы "гонцов",
а автоматом приглашать на учебу в Новосибирск победителей региональных олимпиад.

Но руководитель СУНЦ с таким подходом не согласен.
Это тот случай, говорит он, когда победа на олимпиаде — не главное.




Мозг-пароль, дрон-лаборант и радар для беспилотников: работы юных ученых из "Сириуса"

— Когда мы проводим собеседования на региональных этапах олимпиад,
то в первую очередь нас интересуют ребята, которые могут мыслить нетривиально.

Из таких потом получаются настоящие исследователи. И это необязательно победители олимпиад.

"Олимпиадники" — это решатели.

А "исследователи" — у них несколько другой склад ума, другие интересы,
— объясняет Николай Яворский.

— Отличий между ними много, у них разное мировоззрение.

"Исследователи" обычно доходят до регионального этапа олимпиады, но совсем не обязательно занимают там первые места.

И вот тут-то их и надо обнаружить.
И сделать это можно, только глядя друг другу глаза в глаза.

"Гонцы" из НГУ и СУНЦ предлагают школьникам вместе порешать задачи.

Но совсем не такие, как на олимпиаде. Чтобы найти ответ, не нужно много знать.
Зато нужно увидеть, казалось бы, знакомую ситуацию с другой стороны.

— Знания, конечно, тоже важны, но не принципиально,
— считает Игорь Ляпунов.

— Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах,
не знают целых разделов физики или математики.

Но это не беда, этому мы их научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться.

Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах,
не знают целых разделов физики или математики. Но это не беда, этому мы их научим.
Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться

Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ


Одна из задач на сообразительность, по словам Ляпунова, звучит так:

"В магазине было 100 кг огурцов.
В них содержится 99% воды.

Они долго лежали и подсохли.
Воды в них осталось 98%.
Сколько теперь весят эти огурцы?"


Большинство школьников начинают составлять мудреные пропорции и в итоге выдают неверный ответ.

А между тем эту задачу можно решить с помощью самого простого уравнения.

Нужно лишь понять, что после того, как огурцы подсохли, сухое вещество огурцов стало составлять не 1, а 2 процента
от общей массы.
И правильный ответ — 50 кг.


— Совершенно нормально, что почти все дети сначала выдают на такие задачи дурацкий ответ.

Поэтому мы начинаем разговаривать со школьником, который не понял сути задачи, подталкиваем его к решению.

Если он начинает рассуждать и приходит к правильному ответу, то это наш человек.

Если ни в какую не двигается в нужном направлении — значит не наш.

И таких задач мы предлагаем несколько типов
— на аналогии, сообразительность, общую эрудицию,

— рассказывает ученый.

"Казарма" интеллектуального режима

Школьников, отобранных "гонцами" на региональных этапах олимпиад, приглашают в Новосибирск,
в Летнюю школу, где и проводится окончательный отбор.

— Летняя школа длится 23 дня.
Все это время ребята решают интересные задачи, слушают лекции выдающихся ученых.

И отдыхают, конечно, тоже. И это такой драйв, что тот, кто побывал в Летней школе, никогда ее не забудет,

— убежден Николай Яворский.

— А в финале детей ждет очень серьезное испытание: они пишут контрольные по физике, математике, химии, биологии, проходят через четыре собеседования.

То есть в общей сумме сдают восемь экзаменов — четыре устных и столько же письменных.

На стадии Летней школы происходит и так называемый отрицательный отбор.

— Бывает так, что ребенок результаты показывает неплохие, но нам не подходит категорически,
— признается Игорь Ляпунов,

который сам несколько раз был директором Летних школ.

— Ведь в Летней школе с детьми идет разноплановая работа — и учебная, и психологическая, и спортивная,
и воспитательная. Поэтому многое становится видно.

И прежде всего — сможет ли ребенок жить в условиях интерната.

В обычной школе всегда есть звездочки, их мало, но это и должно быть так.

Остальные — нормальные дети.

А здесь, в интернате, все 500 человек — звезды.

Все мотивированы на исследования, все энергичные, все с огнем. И огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в жизни

Николай Яворский
Директор СУНЦ НГУ


В новой школе детям предстоит провести один, два или три года — в зависимости от того, после какого класса они прошли отбор.

К самому формату жизни в интернате всегда возникают вопросы, но отказаться от него в СУНЦ не готовы.

То, что дети в физматшколе не только учатся, но и живут как в "Хогвартсе",
многократно усиливает эффект погружения в научную среду.

— Многие не понимают, зачем это нужно:
вырвать ребенка из семьи и куда-то "в казарму" загнать,

— признает Николай Яворский.

— Но это необходимо, поскольку позволяет создать особый социум. 500 одаренных детей — такого нет нигде.

В обычной школе всегда есть звездочки, их мало, но это и должно быть так.

Остальные — нормальные дети. А здесь, в интернате, все звезды. Все мотивированы на исследования, все энергичные, все с огнем.
И это совсем другая история. Огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в жизни.

Жить в интернате вполне комфортно: в каждом блоке — общий санузел и по две комнаты на двух или трех человек. Есть столовая, спортзал, бассейн. Есть где покататься на лыжах или поиграть в теннис.



— Когда в 1963 году шел первый набор в физматшколу, пригласили парня из алтайского села,
— рассказывает Николай Яворский.


— Сын комбайнера-механизатора. Умный, самостоятельный парень. Приехал он, посмотрел и говорит:

"Что я тут буду делать? Вы тут настоящей жизни не знаете.

Ну задачки решаете, так и я умею решать. Я вон победил на олимпиаде. Нет, на Алтае лучше".

А потом этого парня пригласили посмотреть на наш институт ядерной физики.

Он увидел, что в мире есть не только комбайны.
Стал ученым и до сих пор работает в институте ядерной физики.

Николай Яворский рассказывает о Василии Пархомчуке,
академике РАН,
авторе системы электронного охлаждения, которая оказалась принципиально важна при обнаружении бозона Хиггса.

"Я бы даже так сказал:
не будь этого парня из алтайского села, бозон Хиггса человечество до сих пор бы так и не обнаружило",
— уверяет корреспондента ТАСС Яворский.

— Мы каждый год находим таланты в какой-нибудь глухомани, — добавляет Игорь Ляпунов.

— Есть такое село в Бурятии — Кижинга.
Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики.

Из глубинки — в мир науки
Примеров, когда ребенок из глубинки вносит вклад в мировую науку, в СУНЦ могут привести десятки.

Один из ярких — академик РАН, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Михаил Эпов.

Мы каждый год находим таланты в какой-нибудь глухомани.

Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук.

А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики


Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ


Он вырос на крохотном прииске Любовь в Читинской области.

В 60-е годы победил на олимпиаде по химии и получил приглашение в ФМШ, где впервые увидел самый обычный телевизор.

Переезд в Новосибирск стал для него перемещением не только в пространстве, но и во времени.

Тем не менее деревенский мальчишка сумел нагнать городских сверстников
и поступить в НГУ.

Его фундаментальные исследования позволили создать электромагнитные сканеры

— сегодня они используются в геодезии, позволяют обнаружить зоны подтопления, другие аномалии грунтов.

Это в свою очередь позволило создать системы раннего предупреждения экологических катастроф в городах и индустриальных районах.

А для археологов Эпов создал систему обнаружения подземных ледяных линз,
и с ее помощью ученые сумели найти неразграбленные скифские курганы.

Благодаря ФМШ Володя Собянин, мальчик из села Сеща в Брянской области,

сумел стать профессором, доктором химических наук, ректором НГУ (с 2005 по 2012 год).

А институт гидродинамики СО РАН, первым директором которого был академик Лаврентьев,
сегодня возглавляет другой выпускник ФМШ Сергей Головин.

Он приехал из Таджикистана, и тоже никогда не стал бы доктором физико-математических наук,
если бы его не пригласили учиться в Новосибирск.

Один из основателей ФМШ академик Сергей Соболев смог расшифровать письменность майя,
чего другие ученые добивались более 100 лет.

— В этом году СУНЦ НГУ исполнилось 54 года,
уже можно подводить итоги, — говорит Яворский.

— А итоги следующие:

первые наши выпускники уже пенсионеры,
прошли полный жизненный цикл.

И все они победители, состоялись в жизни, каждый четвертый — кандидат наук.

И это до сих пор так, несмотря на все, что происходило с наукой в девяностые и нулевые.

Даже в нашем Новосибирском университете не так.
500 докторов наук и семь членов-корреспондентов и академиков РАН среди наших выпускников

— это серьезный результат. Мы можем точно сказать: наши выпускники состоятся в жизни.

— Я не только директор СУНЦ, но и сотрудник института теплофизики, у меня там лаборатория,

— продолжает Николай Яворский.

— Я член диссертационного совета.
И прошедшей осенью два выпускника физматшколы защитили две докторские (подчеркиваю — докторские) диссертации.
В 33 года!

И обе работы не теоретические, а экспериментальные, с серьезнейшим внедрением в современную промышленность.

И это сегодняшний день.

Вот как работает система, созданная 54 года назад.
Она эффективна и дает серьезные результаты.


Полина Виноградова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей? Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Жизнь должна быть разумней


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS