Об этом можно написать книги.
Я прожил и проработал в Китае много лет и хотел бы затронуть такое неоднозначное понятие, как китайский менталитет.
У китайцев много положительных черт, и мы хорошо о них знаем. Трудолюбие, неагрессивность, практичность и усидчивость — это то, чего недостает многим русским или европейцам.
Но, рискуя вызвать упреки в неполиткорректности, я решил сосредоточиться на непривлекательных чертах китайского характера, которые раздражают иностранцев.
Жить по-китайски
Всякого, кто попадает в Китай, мягко говоря, удивляют некоторые особенности повседневного поведения местных жителей.
Китайцы лезут без очереди, мусорят и кричат, не обращая внимания на окружающих.
А деловое общение только усугубляет первое, не самое благоприятное впечатление.
В Китае слова мало чего стят, а хитрость и лицемерие — зачастую норма ведения бизнеса.
Но что является первопричиной такого поведения?
Прожив в Китае десять лет, я пришел к выводу, что в основе лежит тривиальное неуважение к другим людям,
которое в китайском обществе является жизненным стандартом.
Эта черта не столь заметна, потому что она сочетается с низким уровнем агрессии.
Мы в России привыкли к тому, что если нас кто-то не уважает, то делает это наступательно — агрессивно.
В Китае не так. Здесь нет уважения друг к другу, но нет и агрессии.
Тем не менее тотальное игнорирование интересов окружающих — это именно то, что я бы поставил во главу угла при описании китайского менталитета.
Такое отношение к окружающему миру является причиной не только бытовых, но и гораздо более серьезных проблем.
Хороший пример — экологическая ситуация в Китае.
Сложно передать, насколько критична ситуация с загрязнением воздуха в Китае.
Московский воздух — просто живительный кислород по сравнению с воздухом некоторых индустриальных районов КНР,
где природа и животный мир просто уничтожены.
Трудно представить, чтобы люди, уважительно относящиеся к окружающему миру, могли вести себя подобным образом.
Существует мнение, что невнимание к экологическим проблемам обусловлено нищетой населения.
Но Китай давно перестал быть нищим.
Народ живет в среднем небогато, но голода и нищеты нет давно.
И при этом Китай — мировой лидер по выбросу парниковых газов и не предпринимает серьезных шагов по предотвращению экологической катастрофы.
Рядовой китаец, бросающий коробку от «хэфаня» на дорогу.
«Лаобань», владелец фабрики, сливающий отходы в мертвую речку.
Правительство, в очередной раз отказывающееся подписывать Киотский протокол и закрывающее глаза на глобальную проблему уничтожения.
Все это звенья одной цепи. И причина этих действий одна — несвойственно китайскому характеру
поступаться своими, даже краткосрочными интересами.
Вот случай из жизни. Как-то раз рядом с моим домом начали строить станцию метро.
Метро — дело нужное. Да только строили станцию круглосуточно. Семь дней в неделю.
Без праздников и выходных. На протяжении почти трех лет. Со всем вытекающим шумом, скрежетом, отбойными молотками и работающей 24 часа в сутки техникой.
В 100 м от жилого комплекса на несколько тысяч человек.
Китайское экономическое чудо, конечно, поражает воображение — за эти три года в Шэньчжэне было построено около 100 станций метро.
Но сколько сотен тысяч людей 12-миллионного города не могли нормально спать и жить?
И никто из жителей не спросил, нужно ли им метро так срочно и ценой сотен бессонных ночей.
Кто-то возразит: «Но ведь китайцы совершенно нормально ведут себя и в семье, и с друзьями…»
Я отвечу на это так: нет особенной добродетели в том, чтобы любить и уважать близких.
Это нормальное состояние человека.
Добродетель — уважительное отношение к человеку незнакомому. И именно этого в Китае вы не найдете.
Пусть вас не вводит в заблуждение традиционная китайская любезность. Это определенное поведение, но это не уважение
Работать по-китайски
Следующая черта китайцев, которая удивляет и разочаровывает европейцев, — рамочность мышления.
Многие иностранные предприниматели жалуются, как трудно найти в Китае думающего сотрудника.
И это действительно так.
Исполнительного сотрудника найти несложно и при надлежащем контроле он будет образцово выполнять свои обязанности.
Но как только ему понадобится принять самостоятельное решение — жди беды.
Китайцы плохо принимают решения в нестандартных ситуациях.
Проблема связана, как мне кажется, с тем, что китайцы хорошо мыслят в жестко заданных и изученных рамках.
Экстраполировать свои знания на новое явление, применить свои знания в иной ситуации,
призвать на помощь логический анализ — задача для них часто непосильная.
Я, как любитель примеров, приведу такой.
Один мой товарищ работал в авиакомпании Shenzhen Airlines первым пилотом.
Второй пилот — китаец купил как-то навороченные часы, измерявшие температуру, высоту и прочее.
Мой товарищ поинтересовался, доволен ли тот часами.
Ответ был такой:
«В целом хорошие часы.
Только вот альтиметр врет.
Когда высоту 10 тыс. м набираем, он максимум 2500 м показывает».
Для гуманитариев поясню, в чем дело.
Альтиметр измеряет не высоту, а давление воздуха, пересчитывая его затем в высоту над уровнем моря.
А давление воздуха в салоне и за бортом, как вы уже догадались, сильно отличается.
И если до меня, человека с обычным техническим образованием, суть проблемы дошла за секунду, то как человек, получив специализированное образование, мог на протяжении месяцев огорчаться «неверным» показаниям часов
и не предполагать ничего, кроме поломки?
Когда я только начал работать в Китае, то обнаружил полное музыкальное невежество образованных, хорошо говорящих по-английски молодых менеджеров.
То есть они слышали, что когда-то были The Beatles, но такие названия, как Led Zeppelin или Pink Floyd, приводили их в недоумение.
Позднее я обнаружил, что так дела обстоят не только с современной музыкой.
Китайцы вообще мало интересуются чем-то, кроме насущных потребностей и зарабатывания денег.
Они в массе своей не читают книг,
не смотрят серьезного кино
и не интересуются живописью.
Сначала все это удивляло. Но однажды мой китайский зам меня просветил.
Как-то после работы мы продолжали сидеть в офисе.
Закончив рабочие дела, я читал в Интернете о новой модели «Феррари».
Ко мне подошел мой коллега-китаец, и я показал ему фотографии со словами:
Глянь, какая красота!» «Не знаю, — сказал он в ответ.
— Мне не интересно, если честно».
«Послушай, но как же так? — удивился я.
— У тебя техническое образование. Ты же не можешь не оценить красоту с инженерной точки зрения.
Это полет инженерной мысли, мало ограниченный рамками цены и экономичности, как в случае какой-нибудь «Тойоты».
Настоящее искусство, если хочешь».
Знаете, какой был его ответ? «Большинству китайцев это неинтересно, потому что мы никогда не сможем себе это позволить».
Это сказал образованный, учившийся в Англии человек.
И это многое мне объяснило.
Все эти «феррари» и «пинкфлойды» непрактичны, не имеют отношения к повседневным потребностям.
Поэтому и интереса у китайцев не вызывают.
Но что же такого произошло в истории китайской цивилизации, что на выходе мы получили общество, в котором столь ценные черты, как трудолюбие и прилежание,
соседствуют с такими сомнительными, как моральный нигилизм и узость мышления?
Учиться по-китайски
По моему мнению, ключевую роль в формировании современного китайского менталитета сыграли три явления — иероглифика, конфуцианство и культурная революция. 0
Для тех, кто незнаком с иероглификой, немного поясню. Иероглиф невозможно прочесть.
Его надо знать. И в подавляющем большинстве случаев логики в написании иероглифов нет.
Их надо механически заучивать. Задумайтесь, каково это, вызубрить требуемые 3—5 тыс. иероглифов
(а если надо читать классические труды, то и 10—20 тыс.), каждый из которых является непростым сочетанием черт и ключей, и вы поймете, насколько сильно система образования Китая заточена на зубрежку.
Логика и здравый смысл (то, на что делается упор в европейской системе образования) при заучивании иероглифов помочь не в состоянии.
А чтение, как вы понимаете, — основа всего.
Иероглифика — основополагающая причина того, что китайское образование базируется на механическом запоминании,
что с малых лет и определяет шаблонность мышления.
Второй фактор — конфуцианство.
Для среднего европейца Конфуций — весьма расплывчатая фигура некоего древнего мудреца.
На самом же деле почти всю свою жизнь Конфуций посвятил не философским трактатам,
а разработке ритуалов и правил поведения жителей страны.
Европейцу мало известны достижения Конфуция-практика. Квинтэссенцией его деятельности в должности министра внутренних дел при правителе Янь Хуэе стал
свод законов, максимально регламентирующих жизнь подданных.( по российски Домострой
Чтобы оценить этот шедевр, могу отметить, например, что во времена Конфуция-министра
мужчины и женщины вынуждены были ходить по разным сторонам улицы, а за фасон одежды вне установленных правил полагалась смертная казнь.
Учение Конфуция самым гармоничным образом укладывается в описанный «иероглифический базис»
и соответствует государственным интересам.
Ведь его учение основывалось на том, чтобы избавить подданных от любого рода нежелательной самостоятельности,
и сводилось к механическому заучиванию правил.
О том, чтобы подвергнуть сомнениям слова учителя и попытаться проявить самостоятельность в суждениях, и речи быть не могло.
Учение Конфуция самым явным образом стояло на страже порядка. «Безропотно выполняй свои общественные обязанности,
безропотно выполняй свои личные обязанности»
— какому правителю не по душе подобные правила для подданных?
Благодаря подобным изречениям учение и заслуживало поддержку властей предержащих на протяжении 2,5 тыс. лет.
Третье явление,
сильно повлиявшее на состояние китайского общества,
— маоизм и культурная революция.
За годы культурной революции председатель Мао уничтожил значительную часть китайской интеллигенции,
общественные организации и профсоюзы.
Закрыл музеи и театры.
Были запрещены книги, спорт и искусство,
а независимо думающие люди подверглись репрессиям.
Даже сталинские времена не нанесли столь разрушительного удара по культуре и науке СССР.
В Китае уничтожение культурных ценностей и людей, связанных с «буржуазными пережитками»,
считалось делом первостепенной важности.
Что же мы наблюдаем в итоге?
Иероглифический подход к образованию и конфуцианство отсекли от древа китайского менталитета все «ненужное»
— любопытство, кругозор, независимое аналитическое мышление.
Все то, что является двигателем прогресса.
Вот три компонента современного китайского менталитет-коктейля.
Добавьте к этому многовековую внутреннюю конкуренцию в связи с перенаселенностью и нехваткой ресурсов
— и можно подавать к столу.
Как будет выглядеть общество не очень богатых, принужденных к жесткой конкуренции друг с другом людей,
не знающих «интеллигентных» способов конкуренции в виде нестандартных подходов и оригинального мышления?
Такое общество будет выглядеть не слишком привлекательно.
Здесь неоткуда взяться восприятию соседа как своего ближнего,
ведь он соперник.
Уважение и сопереживание по отношению к конкурентам тоже вредны для выживания.
Самая выигрышная стратегия — «хождение по головам»,
иначе окажешься внизу и погибнешь.
Поэтому сформированная привычка пытаться обойти конкурента во всем, даже в мелочах типа очереди
— это стратегия выживания.
И агрессии у китайцев мало, потому что она иррациональна, энергозатратна и, следовательно, вредна.
Психологи утверждают, что человек в основном формируется в возрасте до шести лет.
Поэтому как бы внешне ни изменился Китай за последние десятилетия, значительная часть его населения — выходцы из того самого постмаоистского Китая.
Безусловно, время идет, и все меняется.
И современный Китай, хочется в это верить, движется в сторону общества, где уважение к ближнему не является чем-то исключительным.
Рост благосостояния ослабляет внутреннюю конкуренцию, китайцы перестают воспринимать окружающих исключительно как соперников.
Хотя в области образования в Китае процесс идет медленнее, ведь иероглифику никто не отменял,
да и конфуцианский стиль преподавания пересматривать не планируется.
Но и здесь, по моим ощущениям, изменения есть.
Другое дело, что перемены в масштабе такой страны, как Китай, и в такой глобальной сфере,
как самосознание нации, не могут произойти быстро.
Скорее всего, заметные изменения произойдут со сменой поколений, да и то при условии, что тенденция сохранится.
Это не простая оговорка.
Китай на протяжении последних полутора веков большую часть времени находился в положении бедного государства,
раздираемого на части внутренними конфликтами и страдающего от агрессии иностранцев.
ХХ век еще сильнее усугубил ситуацию, добавив унижения от поражений в войнах и гуманитарную катастрофу маоистского режима.
На фоне такого бэкграунда сегодняшний экономический рост резко качнул маятник общественного сознания в противоположную сторону.
На государственном уровне это выражается, например, в реваншистских настроениях по отношению к соседям.
А на уровне индивидуумов, в частности, приводит к меняющемуся отношению к иностранцам
от подобострастного к излишне самоуверенному.
Остается только надеяться на то, что маятник через какое-то время вернется в некое среднее положение,
потому как
резко растущие государственные амбиции и самомнение чреваты конфликтами.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах