Чтобы быть вместе целый год, влюбленные должны поцеловаться
В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей на сюжеты старинных английских сказок.
Лорд Беспорядок
ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи:
Хобби Хорс,
Мартовский заяц,
Шалтай-Болтай,
Панч и другие.
Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.
Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.
О приходе Нового года возвещает колокол.
Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом"
- одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь.
Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно звонить в честь Нового года.
В эти минуты влюбленные, чтобы не расставаться в будущем году, должны поцеловаться под веткой омелы, считающейся магическим деревом.
В английских домах к новогоднему столу подают индейку с кашатнами
и жареным картофелем под соусом,
а также тушеную брюссельскую капусту с мясными пирогами,
после чего следуют пудинг, сладости, фрукты.
На Британских островах имеет большое распространение обычай
"впуска Нового года" - символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой.
Когда часы бьют 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
Что больше всего меня удивило в английских традициях встречи Нового года — это отсутствие подарков (все уже были подарены на Рождество
У нас на Рождество принято прятать в пельмень, вареник или пирог счастливую монетку,
Каждая эпоха считает свойственный ей порядок вещей единственно возможным и правильным. Не избежал этого отношения и первый праздник в году — Новый год.
Многое, что кажется нам привычным и естественным, а порою и очень древним, на самом деле по историческим меркам появилось совсем недавно.
Новый год для современного россиянина
— зима, снег, детские утренники, ёлка с игрушками, Дед Мороз...
Но всегда ли было так?
Известно, что празднование Нового года 31 декабря ввел Петр 1 своим указом, одновременно изменив и летоисчисление на Руси.
До этого 31 декабря Новый год русские не встречали, начнем с того, что у нас считали лета, а не годы.
За века российской истории Новый год менял положение неоднократно. В допетровской Руси он
приходился сначала на первое марта, потом (с XV в.) на первое сентября (и до сих пор православная церковь празднует новолетие первого сентября по старому стилю
— четырнадцатого сентября по новому).
Это обстоятельство не раз вводило в заблуждение позднейших историков.
В самом деле, представьте себе, что летописец XVI в. говорит о событии, случившемся в сентябре 1501 г.
Для него — 1500 год закончился августом, и начался 1501… но для живущих в XX в. этот месяц принадлежит к году 1500. Так порою возникали ошибки в датировке на целый год.
А празднование нового года зимой в русские традиции ввёл Пётр I, которого история России знает как великого реформатора.
Этот обычай, вместе с многими другими, он привёз с запада, где начало года принято было отмечать первого января.
Итак, новолетие 1700 отмечалось дважды: первый раз, как обычно, осенью, и второй раз — в январе, с новыми для того времени забавами, тоже привезёнными из Европы.
Впрочем, первое января во времена Петра приходилось на дни Святок — и без того праздничные. В XX в. переход на григорианский календарь сместил Новый год на рождественский пост. Но в XVIII в. о таком подвохе никто ещё и не думал.
Ёлка — казалось бы, неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами.
Потому жестокое разочарование ждёт тех, кто видит в наряжании ёлки волховской или друидический обряд — ничего древнерусского или древнеславянского нет в этом обычае.
До того ель на Руси была символом траура по покойникам, и ничего праздничного в ней русский народ не видел.
Да и европейские бюргеры слыхом не слыхали о друидах, а волхвов, как в России, так и в Европе, знали по евангельскому повествованию, а не по романам фэнтези.
Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерева в праздичном уборе.
К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего народного обычая» ещё не знали.
Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась лакомствами, игрушками, предназначенными в подарок гостям,
и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая.
В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания
и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия.
Впрочем, о символической стороне помнили далеко не все, а взрослые на святочных увеселениях вели себя порою хуже детей…
Ну, а в начале XX в. грянула пролетарская революция, и все праздники были объявлены буржуазным пережитком (вся прежняя история России — тоже).
Ёлка попала под эту статью, надолго сделавшись опальной.
Впрочем, сравнительно быстро выяснилось, что без праздников не может обходиться ни один, даже самый совершенный, строй, и что Новый год присутствует в году, даже если его не отмечать вовсе…
Конечно, Рождество, как религиозный праздник, было запрещено безвозвратно,
но ёлка в 1930 г. получила дозволение вернуться.
Правда, звезда на её вершине сделалась пятиконечной — красной; натуральные лакомства стали постепенно заменяться бутафорией — игрушками; игрушки со временем усложнялись (хотя наибольшую популярность до сегодняшнего дня сохранили шары — напоминание о яблоках;
конкурировать с ними не могут ни шишки, ни звёзды, ни колокольчики, ни другие, более замысловатые игрушки);
свечи сменились электрогирляндами, а ватный «снег» стал огнеупорным.
Ах, да — сами ёлки стали синтетическими. Хотя живые красавицы по-прежнему пользуются успехом, несмотря на неудобства, связанные с осыпающейся хвоей. Вот — таков облик новогодней ёлки на сегодняшний день.
А теперь надо вспомнить о том, кто приносит под ёлку подарки.
Нет, тот дедушка Мороз, которого мы знаем с детства, вовсе не так уж древен!
Он ещё моложе, чем ёлка.
Русские сказки отлично знали персону по имени Мороз, старик Мороз, Мороз Красный Нос (или Синий Нос — у кого как…),
а также помягче — Морозко.
Но это был не самый добрый герой, и подарки он дарил не всем и не всегда, а если одаривал — то только в награду за труды
(хотя дары эти явно превосходили обычную плату за стряпню и уборку,
кои выполняла попавшая к Морозу сирота).
Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников (особо любил он морозить тех,
кто сидит в санях, закутавшись в шубу, а те, кто бежал пешком или махал топором, так просто Морозу не давались).
Таким же предстаёт Мороз в литературе XIX в. — «Мороз Красный Нос» Некрасова и старик Мороз в «Снегурочке» Островского;
особой доброты и желания одаривать детей подарками он не проявляет и к ёлке отношения не имеет.
Это Мороз до XIX в. включительно.
Возможно, «устроители» Деда Мороза на советских ёлках взяли за образец дореволюционного святочного деда,
а возможно — западного Санта-Клауса. Санта-Клаус — по-русски, святитель Николай,
зимний праздник которого по времени близок Новому году. Сделать его раздателем подарков позволил эпизод из жития, когда святитель подбросил «три мешцы злата» в бедную семью, чем уберег от продажи в рабство трёх дочерей.
Надо заметить, что Санта вытеснил собой образ строгого святителя, превратившись в сказочный персонаж;
впрочем, появился он тоже не слишком давно — во времена Гофмана подарки детям приносил младенец Христос,
а во времена Гюго — добрая фея.
Так, или иначе, но Санта-Клаус как атрибут Нового года (а точнее — Рождества) на западе уже был, теперь на советских ёлках появился Дед Мороз.
Но его роль не ограничилась участием в новогоднем представлении и раздачей подарков — Дед Мороз заделался героем экрана.
Надо признать, что тот Мороз, которого мы знаем, в значительной мере создан трудом советских режиссёров, снявших замечательные циклы мультфильмов и фильмы-сказки, непревзойдённым из которых до сих пор остаётся «Морозко» режиссёра Александра Роу.
Другой персонаж, чьё присутствие обязательно для новогодней ёлки — Снегурочка, внучка Мороза.
Странно было бы, если бы внучка оказалась старше деда, и появляется она чуть позднее его.
В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку с белоснежной кожей или девушку, слепленную бездетными стариками из снега и растаявшую при прыжке через купальский костёр. По мотивам этих сказок драматург Островский создал образ своей Снегурочки
— дочери Мороза и Весны, холодной, не знающей любви, и погибшей от лучей ревнивого Ярилы в тот час, когда любовь коснулась всё-таки её сердца.
Красивый, но печальный образ. Ту Снегурочку, которую знаем мы, роднит с ним лишь красивое имя и сказочный наряд.
Снегурочка Нового года лишена трагического начала и являет собой героиню светлой и счастливой сказки, задача которой — приносить детям праздник.
И она справляется с этой задачей, успешно дополняя и оттеняя своего дедушку.
А для взрослых людей существует ставшая привычной трансляция боя кремлёвских курантов. Надо ли говорить, что телевидения не знали ни славяне, ни русичи, ни Пётр I, ни устроители первой кремлёвской ёлки?
Словом, если покопать как следует, то из новогодних обычаев по настоящему древним окажется только маскарад, который известен во многих странах без какого бы то ни было заимствования.
Так что же — Новый год, к которому мы так привыкли, вовсе не такой древний праздник, и не столь древни его традиции
(о свойственной некоторым традиции превращать всякий праздник в пьянку лучше умолчать)?
Ну и пусть!
Разве плохо, что в такой короткий срок, буквально за одно-два поколения, возник новый, красивый праздник с красивыми обычаями?
И пусть через тысячу лет потомки, благодарные и не очень,
находя старые открытки с новогодней ёлкой, Морозом и Снегурочкой, восхищаются красотой старинных обрядов — русских обрядов, которыми мы сейчас встречаем Новым год. С Новым годом!
У русских, украинцев, белорусов ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины.
Кашу варили из цельных зёрен, из нескольких видов злаков.
Считалось:
будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.
На Руси в начале века выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков.
А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами.
Также считали что Новый год надо встречать в новом платье, обуви - тогда и весь год ходить в обновках.
Обычно перед Новым годом отдавали все долги,
прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.
Чем отличаются Дед Мороз и Санта Клаус?
Дед Мороз и Санта Клаус - это совершенно разные персонажи.
Несмотря на то, что в общих чертах эти новогодние дедушки схожи,
их отличия все же бросаются в глаза с первого взгляда
- начиная деталями костюма и заканчивая поведением в целом.
1. Головной убор - первый и главный признак, отличающий дедушек.
Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.
Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.
2. Цветовая гамма одежды.
Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой.
Наш Дед Мороз одевается куда богаче. Фоновый цвет его одежды может быть практически любым, за исключением чёрного - лишь бы он ассоциировался с зимой и морозом. Одежда Деда Мороза украшена богатым узором, часто вышита золотом и серебром, повторяющим причудливый рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками.
3. Верхняя одежда.
Дед Мороз одет тепло - в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Ни один уважающий себя Мороз не наденет шубу выше колена! Шуба всегда имеет опушку из белого меха, а в идеале - лебяжьим пухом!
Верхняя одежда Санты - короткая куртка, подпоясывается он черным поясом с пряжкой.
4. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.
5. На ногах у Деда Мороза традиционная русская зимняя обувь - валенки (в классическом варианте - белые).
Санта Клаус носит черные сапоги.
6. На руках.
У Деда Мороза на руках трехпалые перчатки или теплые рукавицы - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу. Даже если возникнет нужда снять рукавицы, Дед Мороз, по русской традиции, заправит их за пояс.
Санта Клаус носит легкие перчатки.
7. Борода
У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят).
У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках, как у барашка, вызывающих сомнение в ее натуральности.
8. Атрибуты.
Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".
В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которые недопустимы у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит (правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет - результат антитабачной пропаганды на Западе).
9. Транспорт.
Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – часто в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.
10. Спутники и помощники.
Помощника Санта Клауса - добрые эльфы. Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
11. Мешок с подарками - пожалуй, единственное, что неизменно общее у Деда Мороза и Санта Клауса. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку, а Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.
12. Общий вид.
Дед Мороз, не смотря на солидный возраст, - высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький пухлый румяный веселый старичок.
Отличия Деда Мороза (ДМ) и Санта Клауса (СК):
1. Головной убор: ДМ - меховая шапка, СК - ночной колпак.
2. На лице: у СК - очки; ДМ хорошо видит и без очков.
3. Борода: у ДМ длинная, пушистая; у СК - короткая, в кудряшках.
4. Верхняя одежда: У ДМ - шуба, у СК - куртка.
5. Опоясывание: у ДМ - кушак, у СК - кожаный черный пояс с пряжкой.
6. На руках: у ДМ - рукавицы, у СК - перчатки.
7. В руках: у ДМ - посох, у СК - ничего.
8. На ногах: штанов у ДМ под длинной шубой не видно, у СК - штаны под цвет курточки.
9. Обувь: у ДМ - валенки, у СК - сапоги.
10. Спутники: у ДМ - Снегурочка, у СК - никого.
Как злобный Санта Клаус стал добрым Дедом Морозом. И причём тут языческий Карачун и Святой Николай - YouTube
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах