Поколение «Aльфа»: инструкция к применению и обучению
Кто такие дети-альфа?
Как понимать, учить и воспитывать первое технологичное поколение?
Основатель Монтессори-центра SAMI Наталья Макенова составила подробную инструкцию по применению.
«Конфликт отцов и детей вечный»,
– раздраженно скажут противники теории поколений.
Это правда, но есть нюансы.
Вероятно, впервые в истории человечества мы находимся в ситуации, когда люди предыдущих поколений
– X (1965–1979 годов рождения),
миллениалы (1981–1995)
и Z (1996–2010)
– так хорошо осведомлены о своих особенностях,
осознают себя именно как группу с определенными
паттернами поведения,
ценностями и
взглядами на жизнь
и понимают, что воспитывают новых людей.
Безусловн
вопрос отцов и детей всегда волновал общество,
но воспринимался скорее с позиции «сверху вниз»,
где младшим нужно было бунтовать,
а старшим – максимально сохранять
устои, нормы и правила.
В современном мире, благодаря интернету и доступности большого количества информации,
исследований и мнений,
взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к ним с уважением и ответственностью.
А если еще не относятся,
то технологический прогресс, благодаря которому их дети действительно живут в новой реальности
по другим законам, их заставит.
Термин «поколение альфа»
был придуман Марком Маккриндлом
австралийским демографом и исследователем.
Рожденные после 2010 года – года выпуска первого
iPad – растут в домах,
где Siri и «Алиса»
могут ответить на любой вопрос.
Они учатся в школе на интерактивных поверхностях,
и, возможно, им больше никогда не понадобится сдавать экзамен на получение водительских прав
из-за достижений в области технологий автономных транспортных средств.
Как общаться с альфами, чему мы их можем научить и от чего их стоит огородить?
Инструкция по применению к первому технологическому поколению от основателя Монтессори-центра SAMI Натальи Макеновой.
Согласно исследованию Маккриндла
(Generation next: Meet Gen Z and the Alphas),
более 2,5 млн человек во всем мире рождается каждую неделю,
а это означает, что к 2025 году представителей поколения альфа может быть около 2 млрд.
Ожидается, что эти люди станут самыми образованными из всех предыдущих поколений.
В чем сила и слабость альфы?
Главная особенность этих детей – технологичность.
Они не знают, каким был мир без телефона,
интернета и гаджетов,
без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту.
Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает.
И это их сила и слабость одновременно.
Возможности – такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир,
– с одной стороны, безграничны,
а с другой
– непостоянны.
Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети впадают в ступор,
не понимая, что делать дальше.
Другая их отличительная черта
– наличие так называемого бесшовного мира.
Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства.
Они могут легко перемещаться между мирами, выстраивать и поддерживать общение между континентами,
в разных часовых поясах и на разных языках,
не чувствуя себя при этом перегруженными.
Исходя из этого, нужно понимать, что, когда взрослый говорит ребенку «ты слишком много сидишь в интернете», ъ
для альфы это звучит как «ты слишком долго гуляешь на улице»
или
«ты слишком много разговариваешь с друзьями».
Находиться в интернете для них – естественная и базовая потребность.
Что они делают в интернете?
Если они проводят большую часть жизни онлайн,
у родителей возникает важный вопрос: а чем они там занимаются?
Чтобы ответить на этот вопрос, киностудия «Союзмультфильм» провела большое исследование
детской интернет-культуры совместно с insights-консалтингом Signal by ONY.
Команда изучила различные площадки
(YouTube, Twitch, VK, Like, TikTok),
просмотрела больше 100 российских и
зарубежных мультфильмов и
провела семиотический анализ собранных материалов.
Результаты были эксклюзивно опубликованы в онлайн-версии
Forbes Life
в декабре 2019 года.
Согласно исследованию Университета Айовы,
к двум годам 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета.
Каждый пятый из поколения альфа
имеет планшет в возрасте 3–4 лет,
почти каждый второй – в возрасте 5–7 лет,
по данным Ofcom.
В основном гаджеты используются для
видеоигр,
просмотра мультфильмов
и смешных видео.
Это значит, что современные дети обладают большой долей самостоятельности
при выборе контента.
В «детском интернете»
ки, челленджи, анпакинги, DIY, ситкомы и стримы.
Дети трансформируют старые форматы,
изобретая новые типы контента.
Например, они не просто играют в компьютерные игры,
а
используют формат let's play
(пользователь записывает свое прохождение игры
и выкладывает видеоблогом).
Поколение альфа
и
младшие Z
выбирают абсурдно-юмористический контент,
даже если в нем совсем мало смысла.
По данным Ofcom,
смешные ролики – второй по популярности тип видео (53%) среди пользователей
в возрасте от пяти до восьми лет.
Яркий пример – российский блогер HiMan,
число подписчиков которого превышает 11 млн.
Популярность бессмысленного с точки зрения миллениалов контента – драйвер быстрого роста таких соцсетей, как
TikTok и Like App
аналог первого).
«Столкновение» нескольких вселенных
– часть жизни нового поколения детей.
Они легко сочетают героев из разных мультфильмов,
видеоигр или мемов
и
создают с их помощью новую историю.
Для современных детей у форматов нет границ
– они свободно перетекают друг в друга,
рождая странные коллаборации.
Производители контента начинают учитывать этот тренд.
На смену камерной реальности
«Ледникового периода»
с собственными законами времени и вселенной Marvel,
где каждый персонаж
изначально находился в индивидуальном мире,
приходят мультфильмы вроде
«Ральф против интернета»,
где все персонажи Диснея (от «Звездных войн»
до мультфильмов про принцесс)
встречаются в одном сюжете.
Исследования говорят о том, что семейные привычки
медиапотребления
постепенно становятся отличительной чертой
современного воспитания.
Это может быть спровоцировано тем, что, по данным
Ofcom,
родители и дети часто имеют одинаковые предпочтения.
В результате исследования руководство «Союзмультфильма»
пришло к выводу, что
большинство российских мультфильмов не работает на территории новой детской культуры.
В интернете эта культура гораздо более свободная и искренняя.
Не агрессивные и толерантные
В Черкассах внук жестоко убил свою бабушку из-за телефона URL:
Поколение альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности
и персонализации окружающего мира.
Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения.
Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой.
Просто потому, что не знают, что может быть по-другому.
Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне,
который переживали предыдущие поколения.
У этого есть обратная сторона – они более ранимы.
Представителей поколения альфа
легко уколоть и обидеть,
ведь у них нет сильных психологических защит, потому что
они не натренированы на борьбу.
Альфа – сомневающееся поколение.
Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы.
Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды.
У них нет конкретного авторитетного источника знаний,
которому можно доверять безоговорочно.
Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной.
Они сами прочитают о важности вакцинации и
найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке,
до законов термодинамики.
Как учить этих детей?
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне
больше трех часов в сутки,
отстают по каким-либо параметрам в развитии.
Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно.
Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но
и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами.
Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности.
Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним
и помогать
ребенку осваивать и реальный мир тоже.
Дети должны уметь о себе позаботиться.
Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те,
кто без интернета знает, как
разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного.
Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными,
например навыки самообслуживания,
связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями,
для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться.
Им нужно научиться
одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой,
находиться в тишине.
Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на
аутсорс искусственному интеллекту,
а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
Еще одна особенность поколения альфа,
влияющая на обучение,
– ценность репутации и моральных норм,
которыми они руководствуются.
В их мире, особенно виртуальном,
зачастую агрессивно пропагандируют успех, высокие идеалы, экологические манифесты,
заботу о себе, психологическую гигиену.
Все это порождает
тревожность и повышенную чувствительность к своей репутации,
желание социального одобрения и разделения взглядов.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки,
ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии,
бедности, экономического неравенства.
А с другой – мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми,
зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки.
Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше,
выше, сильнее каждую секунду.
Дети видят, как легко можно набрать обороты и
стать популярным и значимым,
а потом все потерять, потому что появился новый герой,
за которым уже не поспеть.
Кроме того,
быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того,
что если информация найдена,
значит, ты ею овладел.
Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно
проделать долгую и монотонную работу.
Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают,
к какому миру готовить поколение альфа,
поэтому пытаются дать все и сразу:
на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков,
в Монтессори-классах осваивают навыки
глажки утюгом и выращивания помидоров,
Добавлено: Сб Янв 11, 2025 1:12 pm Заголовок сообщения: Берегите детей и зверей
В итоге
Понятно, т.е совсем не понятно
как дети будут выживать
полагаясь на искусственный, а не свой интеллект.
как приучат свои извилины запоминать и систематизировать
( усваивать информацию предметно)
закономерности нейрофизиологии живых существ остаются неизменными.
в мире, в котором необходимы навыки, умения и знания которые были
нужны всем
от первобытного до вооруженного самыми последними
достижениями науки и техники.
Девиз хирургов "Знать и уметь" должен быть возведен в аксиому.
Чудеса цивилизации кто-то должен
придумывать, усовершенствовать,
производить, поддерживать техническое состояние,
пользоваться ,
устранять неполадки, приспосабливать к возникающим проблемам и задачам.
Без обученных
с когнитивными способностями людей
не обойтись.
Великолепные современные гаджеты оказались не инструментом
познания, а игрушками для траты времени.
И великолепным средством не отдавать своё драгоценное время (оставшееся от работ) детям
Доверять много задачные объекты
энергетики, жизнеобеспечения (в том числе и здоровье людей)
не допустимо. (неполадки, аварии, катастрофы)
ведут не к жизни, а смерти.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах