Приходи с интересными идеями и находками (без спама)
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаем посмотреть и поучаствовать. Всех, кому любопытно всё
Школа на распутье В;любой стране, В любое время. А в России

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей?
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 21661

СообщениеДобавлено: Вс Сен 16, 2018 10:34 am    Заголовок сообщения: Школа на распутье В;любой стране, В любое время. А в России Ответить с цитатой


https://www.sovsekretno.ru/articles/id/5947/

Школа на распутье В любой стране, В любое время. А в России все хотят учить. А чему и Как

23 Августа 2018
3948

Андрей ПОЛОНСКИЙ


Когда в августе 2016 года министром образования была назначена специалист по истории церкви и опытный педагог
Ольга Юрьевна Васильева,

общество всколыхнулось.
Консервативная часть общества встретила приход Васильевой с надеждой,
либералы – со скрытым раздражением.

Особенно неистовствовал публицист Александр Невзоров.
Но в основных ожиданиях люди сходились.

От Васильевой ждали разворота к советскому (отличному) образованию
отказа от стандартизации,
усиления воспитательной роли школы,
введения в программу элементов религиозно-нравственного образования

и как минимум пересмотра системы ЕГЭ.

Но что же мы по факту имеем? Разбирался обозреватель «Совершенно секретно».

Основные тенденции образовательной политики остались без изменен

На повестке дня – «цифровая школа»
Но бюрократизация образования и бумажный оборот на местах только нарастают.






ЕГЭ, особенно по гуманитарным дисциплинам, как и прежде, вызывает множество сомнений и нареканий.

Тем более ни о каком введении Основ религии речи больше не идет – даже оголтелые атеисты поутихли,
осознав, что им и их детям никто не угрожает страшным дремучим священником или муллой на уроках.

Сегодня можно говорить об инерции административного управления, «технологичности» исполнительной власти, ее неспособности к идеологически мотивированному действию.

Хотя, возможно, все дело в объективной социальной ситуации.
Быть может, в такую стадию развития вступило в принципе человеческое общество 
– стадию нравственного и интеллектуального тупика.


В своих первых интервью Васильева говорила абсолютно правильные вещи:
«Для меня приоритетно – это учитель.
Я сама педагог. Учитель – это служение, учитель – это миссия, учитель – это наше будущее.

Сегодня дети, а завтра народ». Но понимание задачи не всегда означает возможность найти пути ее решения.

ШКОЛА КАК ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ


Около двух лет тому назад американские СМИ обошла очень выразительная карикатура

Два рисунка – 1950-е годы и современность.
На них были изображены директор школы, нерадивый ученик, его родительница и учитель.

Директор говорит: «Ваш сын отвратительно ведет себя на уроках, никого не слушает
и не способен освоить материал».

1950-е годы:
мать смотрит испепеляющим взором на сына.

Современность:
мать смотрит испепеляющим взором на учителя.

Вероятно, такова общемировая тенденция.

Подход к школе как к некоей фирме по оказанию образовательных усл

При этом полное снятие иерархических преград между родителями, учениками и учителями,
что оказывает разрушительное действие не только на образовательный процесс, но и на весь характер социализации учеников.





Спрашивается, кто из них в результате вырасте
если они с детства привыкли,
что их окружает обслуживающий персонал
и если они не имеют авторитетов среди взрослых?

Разумеется, общественное понимание роли школы нельзя так просто отбросить на 50 или 100 лет назад,
да и в прошлом не стоит искать идеал системы образования.

Но при этом надо ясно понимать, что многие проблемы современного образования связаны не только с его качеством и структурой, с управлением и организацией,
то есть с самой школой и государством, которое несет за эту школу ответственность.

Но и с обществом, с нашим отношением к образованию, с размыванием представлений о нем и запросов на него.

То есть с отсутствием понимания, что образование наших детей – это не просто «услуга», которую нам обязаны предоставить,
и тем более не продукт, который мы получаем,

– а право, обязанность и миссия, в том числе и наша собственная работа на будущее.

БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСсТАНДАРТЫ


В недавнем (от 5 июля) интервью «Российской газете» Ольга Васильева много говорила о доработке государственных стандартов.

К самим стандартам, по признанию г-жи министра, изначально было много вопросов:

«Часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остается даже в «обязательной» части программы.

Были веские замечания – например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям».

Ну и так далее.
Но дело не только в содержании ФГОС.
В принципе, стандартизация программ и учебников, которую мы наблюдаем последнее десятилетие, ведет к нарастающему валу бумаг и компьютерных файлов,

отчетности, с которой сталкивается любая школа.






В итоге получается парадоксальная ситуация:
учитель и администрация учебного заведения тратят на заполнение журнала и многочисленных других форм отчетности чуть ли не больше времени, чем на сам образовательный процесс.

К тому же стандарты и унификация программ – обоюдоострое оружие.

С одной стороны, они носят формальный характер.
Если брать программы по базовым гуманитарным предметам, то мы по идее должны получать на выпуске,
причем во всех школах, великолепно и почти энциклопедически образованных людей,

по крайней мере, если дети учились на 4 и 5.
Однако на своем опыте мы знаем, насколько реальность далека от идеала.

С другой стороны, стандарты и унифицированные программы, вне всякого сомнения, «подтягивают» массовую школу,
но ограничивают и загоняют в рамки лучших учителей и учеников.

По крайней мере, им приходится имитировать «соответ

Не должен присутствовать формализм, а то и открытая ложь в такой чуткой сфере, как образование.

МЯГКИЕ НАВЫКИ ВАЖНЕЕ ЗНАНИЙ

Еще существеннее, что нынешние стандарты не вполне соответствуют интеллектуальной ситуации XXI века, новому характеру доступа к информации,
инновациям нынешнего времени.

К примеру, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко убежден, что
современная русская школа слишком много внимания уделяет «сведениям»
и мало – гибкому мышлению.


Между тем сегодняшняя задача школы видится опытному педагогу иной:

«Люди должны уметь говорить,
должны чем-то интересоваться,
должны планировать,
уметь взаимодействовать с другими людьми и так далее.

Есть гипотеза, что вот на этих формулировках должна строиться педагогическая действительность.






А вот конкретный материал,
конкретный закон Ньютона,
конкретная дезоксирибонуклеиновая кислота изучаются в зависимости от выборов и интересов.

Отсюда все эти индивидуальные программы.
К этому мы идем очень тяжело, потому что для нас это означает, что кто-то может, глубоко интересуясь
дезоксирибонуклеиновой кислотой, не прочитать
«Отцы и дети» Тургенева.

Это катастрофично? Может быть.
А может быть, и нет».

Назначение Ольги Васильевой министром образования и науки многие связывали с возвращением в школу
воспитательной функции

Реморенко подчеркивает, что ситуация, с которой мы сталкиваемся, лишена собственно российской специфики,
она носит общемировой характер.

Это просто такой период, его надо не просто пережить, но и переосмыслить:

«Мы сейчас часто наблюдаем по телевизору какой-нибудь опрос, который кажется всем элементарным,

но на него не могут ответить студенты вузов.

Они не знают, куда впадает Волга,
с трудом находят место Ленина в истории,
постоянно путаются в датах.

Кошмар, общемировая беда!

Американцы, например, стонут по поводу того, что студенты не могут нормально рассчитать расход бензина на необходимое количество километров.

Я не думаю, что настанет то время, когда все снова на подобных опросах смогут вспомнить столицы мира,
будут знать, что написал Пушкин, смогут объяснить отличия дезоксирибонуклеиновой кислоты от рибонуклеиновой и так далее.

Такое время не настанет. Настанет что-то другое.

И это надо уметь осознать и принять».

Игорь Реморенко совершенно прав.

Действительно, проблемы, о которых он говорит, универсальны.

Вот что думает на тот же сюжет французский эксперт в области образования Филипп Арру:

«У нас существует гигантский разрыв между образованием и 

Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру.

Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышлени

Это прекрасный способ понять одну простую вещь:
что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя,
но и для других,

для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы.

Понимание того, что ты работаешь для кого-то, ведёт тебя к необходимости разобраться, что нужно этому «кому-то»,
будет ли твоя работа полезна этому «кому-то».

Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников,
многие из которых не очень понимают смысл учёбы».


Если хотя бы отчасти принять веер этих точек зрения, то получается, что совершенствование нынешних образовательных стандартов 

– очевидно тупиковый путь, потому что ошибочен сам подход к их составлению.


И это вдвойне тупик, если понимать, как далеко может отстоять от такого стандарта преподавание

истории, математики и литературы в лучших школах Москвы и Петербурга, с одной стороны,
и в отдаленных школах, скажем, Архангельской области, – с другой.

СТРАСТИ ПО ЕГЭ

Пожалуй, не было в современной русской школе ни одного вопроса, о который было бы сломано столько копий, сколько о вопрос ЕГЭ. Доводы против ЕГЭ набили оскомину.

Считается, что тестовая система мешает развитию способности к  доказательству,
страдают логические и мыслительные навыки,
теряется творческое начало.


Но тут же возникает резонное возражение.

А что мешает развивать все эти действительно нужные вещи не только при подготовке к выпускным, но и на уроках, на всем протяжении образовательного процесса?

Однако, даже признавая необходимость Единого государственного экзамена, к самой его системе и процедуре предъявляют множество обоснованных претензий.

Сами задания, или, как их официально именуют, контрольно-измерительные материалы (КИМ),
часто составляются так, что без репетитора и специальной подготовки получить хороший результат почти невозможно.

Кроме того, в ряде дисциплин
(например, иностранные языки, история или обществознание) вопросы порой сформулированы таким образом, что

подразумевают несколько относительно правильных ответов.

Но «верный» для экзаменаторов ответ предполагается только один. И это уже настоящая катастрофа, в том числе и интеллектуальная.

В этом году в Москве при проведении ЕГЭ по истории во время проверки работ больше чем в половине случаев экзаменаторы разошлись в трактовке вариантов ответов и их оценке.

Нужны ли еще какие-нибудь доказательства того, что сами тесты сформулированы с серьезными методологическими ошибками?

Вопиющая ситуация возникла на ЕГЭ по английскому языку в Свердловской области. Там около 80 % выпускников получили 0 за эссе.

Одна из тем звучала так: Digital literacy is the key to success in any occupation
(«Цифровая грамотность – ключ к успеху в любой профессии»).

Ребята поняли occupation не как «профессию», а как «занятие» и рассказали об успехе по жизни, а не в карьере.

И за это получили 0.
Родители подали апелляции, дошли до Рособрнадзора и в конце концов обратились к г-же министру.

Возникло подозрение, что выпускникам из провинции специально снижают баллы,
чтобы те не ездили в столичные вузы.

И, что самое странное, это подозрение частично подтвердилось

Оказалось, что г-жа Вербицкая, возглавляющая разработку КИМ по иностранным языкам,
провела 6 июня всероссийский вебинар, на котором заявила, что «у выпускников слишком высокие баллы по нашему предмету, и вузам сложно дифференцировать абитуриентов.

Поэтому к проверке работ надо подойти со всей строгостью и ставить высокие баллы по-настоящему сильным ребятам».
Вот на Урале проверяющие и перестарались.

Но ситуация на самом деле еще серьезней.
По мнению слависта Джона Нар­ринса, автора многочисленных переводов произведений современной русской литературы на английский язык,
в предложенном контексте слово occupation никак не может быть узко понято как «профессия».

Оно шире, чем «профессия», и уже, чем «занятие».

То есть составителям КИМ просто не хватило понимания тонкости языка,
и свой недостаток профессионализма они обрушили на головы ни в чем не повинных выпускников.

При таких обстоятельствах подход к ЕГЭ, безусловно, должен быть пересмотрен.

Но это отнюдь не означает необходимости возвращения к старой системе.

Независимый и от школы, и от вуза выпускной экзамен стране нужен.
Но при этом надо учитывать и человеческий фактор.

ВОСПИТАНИЕ ИЛИ ГАДЖЕТЫ

С назначением Ольги Васильевой министром многие связывали и возвращение воспитательной функции в школы.

И отчасти подвижки есть – от директоров стали требовать отчетности о проведенных «мероприятиях».

Но это все!.. За исключением давних проектов отдельных школ – музеи, краеведение, социальная работа…

Такова объективная ситуация.
Воспитательная миссия в том привычном для старшего поколения виде, в котором она существовала в советской школе,
на сегодняшний день в принципе невозможна.

Слишком сильно изменился окружающий мир.

Любое идейное давление, жесткие поведенческие рамки вызовут противодействие у подростков.

Тем более что им есть куда удалиться от официоза, спрятаться от «системы».

одна из недавних инициатив правительства – полный отказ от бумажных учебников и переход на цифровые носители / Виталий невар/тасс

Виртуальное пространство – игры и социальные сети, видеоблоги на Yotube и на порталах самых популярных сетевых игр – океан информации,

сотни субкультур, в которых барахтаются наши дети

Мы имеем о них очень приблизительное представление.
Самое существенное, что никакие запреты, ограничения по возрасту – ни государственные, ни семейные – не помогут.

Дети изобретательны и всегда найдут способ их обойти

В противном случае борьба за поколение будет проиграна.

Нужно создавать десятки и сотни образовательных, ориентирующих, информационных программ, игр и блогов, которые смогут говорить со школьниками на их языке 
– и при этом решать задачи образования, социализации, возможные возрастные и психологические проблемы.

Нам необходимы сотни созданных при участии и поддержке государства образовательных, мотивирующих и направляющих проектов.

Проектов, которые будут осуществлены в виртуальном пространстве, где живут наши дети, – на внятном для их понимания языке.

Пока этой работы совершенно не ведется, и минист

Зато много – в угоду моде дня – говорит о «цифровой школе» и ввязывается в споры о том, нужно ли отказываться от бумажных учебников…

…По существу, школа всегда на распутье.

В любой стране, в любое время.
Иначе и быть не может.

Она готовит людей для будущего, о котором мы пока что ничего не знают

Но мы хотели бы увидеть в российской школе продолжение нас 

– нашей страны, нашего языка, нашей культуры,

нашего способа постигать мир.

Поэтому перед нами сегодня стоит самая сложная и важная задача – остановить школу деградации и превратить ее в школу прогресса.


Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей? Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Любознательность - это наша отличительная черта.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS