Как русский художник-авангардист взорвал представления о женском портрете и семейных отношениях
В Новой Третьяковке открылась крупнейшая ретроспектива Михаила Ларионова.
Работы одного из ведущих представителей русского авангарда рассредоточены по миру,
поскольку долгое время он прожил за рубежом.
Впервые его ключевые циклы «Венеры» и «Времена года» соберутся в одном месте.
Михаил Ларионов родился в 1881 году в Тирасполе (тогда — город Российской империи),
в 10-летнем возрасте с семьей переехал в Москву и поступил в Реальное училище К. П. Воскресенского,
а затем — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Валентина Серова и Исаака Левитана.
Еще будучи студентом, Ларионов стал одним из наиболее активных деятелей московского авангарда, с успехом выставлялся, участвовал во множестве проектов.
В 1907 году картину совсем еще молодого художника «Весенний пейзаж»
приобрела Третьяковская галерея — настоящее признание!
Впрочем, индивидуальный стиль Ларионова тогда еще только формировался,
художественные открытия, вписавшие это имя в историю искусства, случились позже — в начале 1910-х.
И связаны они были с изображением обнаженной натуры.
От Леды до Олимпии
Вплоть до XIX века было не так много ситуаций, которые позволяли художнику изобразить обнаженную женскую натуру.
Полная нагота была связана, как правило, с античной мифологией.
Благодаря той свободе, с которой древние греки и римляне описывали приключения своих богов,
живописцы могли порадовать и себя, и заказчика фривольными образами.
«Леда и лебедь» художника Леонардо да Винчи
Достаточно вспомнить многочисленные вариации на тему соблазнения Леды Юпитером в образе лебедя,
а также практически все сюжеты с Венерой («Рождение Венеры» Боттичелли, «Венера и Адонис» Тициана, «Спящая Венера» Джорджоне и др).
«Леда и лебедь» художника Питера Пауля Рубенса
Кстати, «Леда и лебедь» — редкий пример ню у Леонардо да Винчи.
Сама картина до нас не дошла, но сохранились эскизы, а также множество копий и подражаний, выполненных учениками мэтра.
Позже сюжет с разной степенью откровенности воплощали Микеланджело, Веронезе, Рубенс, Буше, и всегда в этом читался явный эротизм.
И все же привязка к мифологии или Библии (Адам и Ева) оставалась непременным условием полной женской наготы.
Все взорвал Эдуард Мане.
Его «Олимпия», написанная в 1863-м и выставленная в 1865 году, произвела грандиозный скандал, хотя, глядя на это вполне реалистическое, изысканное полотно сегодня,
нам сложно с ходу понять, что же так шокировало парижскую публику.
Действительно, композиция «Олимпии» во многом повторяет «Венеру Урбинскую» Тициана,
включая позу и «открытость» лежащей прелестницы.
Но в том-то и было новаторство, что Мане не «прятался» за Овидия и Гомера.
Более того, его героиня — куртизанка.
И ее прямой, дерзкий взгляд на зрителя воспринимается иначе, нежели чуть застенчивая полуулыбка Венеры,
— как вызов женщины, осознающей свою сексуальность и использующей ее.
В последней трети XIX и начале XX века женские ню стали бесконечно разнообразными.
Так, у Зинаиды Серебряковой это лишенное прямого сексуального подтекста изображение крестьянских девок,
для которых нагота — естественна («Баня»).
А у Густава Климта — воплощение изломанной чувственности модерна («Змеи», «Обнаженная истина»).
Широко известна его же графика — в ней художник, не скованный общественными приличиями, зачастую балансировал на грани между эротикой и порнографией.
Фото: commons.wikimedia.orgКартина «Водяные змеи II» художника Густава Климта
Однако у Климта же наметилась другая тенденция, которая и станет доминирующей во втором десятилетии XX века:
рисовать женское тело не прекрасным, а отталкивающим;
сознательно нарушать каноны красоты.
Теперь ню — не просто услада для мужских глаз и тайное потворство инстинктам,
а выражение душевного состояния — даже не модели, а живописца и всей эпохи.
Именно в творчестве Климта и, в большей степени, его младшего товарища Эгона Шиле
сформировался экспрессионизм — художественный ответ на мрачные предчувствия грядущего апокалипсиса и ужасы Первой мировой войны.
Фото: The Albertina Museum, ViennaКартина «Эгон Шиле и обнаженная модель перед зеркалом»
Самые откровенные акварели австрийского гения — не возбуждающие, а пугающие угловатой диссонантностью поз,
неестественностью цветовой и анатомической.
Параллельно с Шиле экспериментировал и Пикассо:
в «Авиньонских девицах» (оригинальное название — «Философский бордель»)
он, как и Мане, изобразил дам полусвета, но исказил лица и нагие фигуры, превратив их в геометрические конструкции.
Так родился кубизм.
Картина «Авиньонские девицы» художника Пабло Пикассо
Возведение в квадрат
В общем, к началу 1910-х годов обнаженную женщину можно было изображать в каком угодно контексте
— сюжетном, стилевом, эмоциональном.
Конечно, эксперименты всё равно вызывали скандалы — например, как только не упражнялись критики после показа портрета
Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова.
Отмечали неестественную худобу танцовщицы, трупный оттенок ее кожи…
И всё же было чувство, что теперь уже допустимо если не всё, то почти всё.
Новый миф
На этой богатой, эстетически разнообразной почве и появились ню Ларионова.
За 1912 год он создал ряд полотен с изображением обнаженных женщин, и большинство из них получили название со словом «Венера»:
«Солдатская Венера», «Еврейская Венера», «Кацапская Венера», «Венера»
(также известна по надписям «Венера Михаил»).
Кроме того, сохранился карандашный эскиз еще одной картины, которая так и не была написана, — «Венера негритянская».
Картины «Кацапская Венера» художника Михаила Ларионова (слева)
и «Венера Урбинская» художника Тициана
Безграничный авангард
В Салониках будут изучать и демонстрировать русское искусство начала XX века
В своих «Венерах» Ларионов, конечно, вступает в диалог с Тицианом и Джорджоне.
Героини лежат на кровати, опираясь на высокие подушки, их взгляд направлен либо на зрителя, либо немного вбок,
но ни тени стыдливости у них нет.
Напротив, листок, закрывающий лоно еврейской Венеры,
выглядит издевкой над традицией изображения Евы.
Пародией на ренессансный мифологизм читаются и сами названия, поскольку ничего божественного
и даже просто возвышенного у ларионовских дам не заметно.
Но вместе с тем, если Серов и Климт, Шиле и Пикассо сознательно очищали женскую наготу от естественной притягательности,
Ларионов, наоборот, возвращает моделям эротизм, воспевает сочные формы своих «венер»,
поданные с залихватским жизнелюбием.
Это не эстетское экспериментаторство богемы, а грубоватое, утрированное воплощение солдатской, мещанской мечты.
Картина «Солдатская Венера» художника Михаила Ларионова
Опубликованы неизвестные документы русского авангарда
«Архив Харджиева» содержит тексты и письма Казимира Малевича, Эль Лисицкого и Михаила МатюшинаЕсли до XIX столетия художники воспевали возвышенную красоту тела, во второй половине века эмансипировали сексуальность, а в начале XX и сексуальность, и красоту наготы было решено «отменить», то в 1910-х годах Ларионов снова дарует обнаженной женщине сексуальность, но не привязывает ее к идеальным стандартам красоты. На фоне современных дискуссий о «боди-позитивизме» этот подход выглядит особенно актуальным.
Особняком в этом ряду стоит «Венера» («Венера Михаил»). Хотя полотно и примыкает к той же серии — как сюжетно, так и хронологически, однако оно открывает новые горизонты, причем не только в искусстве Ларионова, но и в мировой живописи. Эта «Венера» близка персонажам ларионовского цикла «Времена года». Анатомическое подобие, которое было в других «Венерах», здесь сменяется символическим образом, нарочито наивным и оторванным от реальности.
Картина «Венера» художника Михаила Ларионова
Зельфира Трегулова: «Наша выставка — об искусстве судьбоносных лет»
Гендиректор Третьяковской галереи — об экспозициях к столетию революции и пророчествах русского авангардаЭлементы пародии на Венер прошлого остаются (причем можно усмотреть здесь и иронию над собственными «национальными» Венерами), но любые связи с анатомией исчезают окончательно: трехмерность (пусть даже «неправильная») сменяется двухмерностью, а все фигуры выглядят будто детскими рисунками. Вкупе с радостно-желтым фоном и общим светлым колоритом это сообщает картине какой-то фантастический солнечный оптимизм.
В работе «Венера» появляется еще один важнейший элемент: текст. Помимо изображения фигур и фона, здесь присутствует надпись — такая же нарочито корявая, детская: «Венера Михаил». Сложно поверить, но Ларионов, пожалуй, первый художник, который стал использовать текст как визуальный и концептуальный элемент картины.
Более полувека спустя текст поверх изображения (или даже вместо него) станет одним из главных художественных приемов родоначальника московского концептуализма Ильи Кабакова. И есть несомненный символизм в том, что Третьяковка проводит ретроспективу Кабакова «В будущее возьмут не всех» параллельно с выставкой Ларионова.
Впрочем, на картине «Венера» текстовый элемент фигурирует, скорее, декоративно и не несет концептуальной или формообразующей нагрузки. Иное дело — цикл «Времена года», созданный в том же 1912-м.
Фото: Париж, Центр ПомпидуСерия «Времена года (новый примитив). Осень» художника Михаила Ларионова. 1912
Четыре разноформатных полотна символизируют четыре времени года.
Каждая композиция разделена на столько же неравных прямоугольников, внутри трех из которых — плоские двухмерные изображения, а четвертый отдан под текст.
«Осень счастливая блестящая как золото с зрелым виноградом с хмельным вином» — гласит одна из них. «Весна ясная прекрасная с яркими цветами с белыми облаками» — значится на другой... Лубочность текста подчеркнута его написанием — без знаков препинания, с «неправильными» переносами и будто бы случайными цветовыми акцентами.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Серия «Времена года (новый примитив). Зима» художника Михаила Ларионова. 1912
Та же нарочитая наивность характерна и для центральных фигур каждого полотна: это обнаженные дамы в окружении ангелочков, птиц и деревьев.
Впрочем, их нагота — совершенно условна.
От ню эротического Ларионов приходит к ню символическому, от мужского взгляда на модель (пусть даже и с оттенком карикатурности) к взгляду детскому.
Усиливает ощущение инфантильности изображений почти однотонный фон: светло-оранжевый в «Весне», коричневый в «Зиме», синий в «Осени» и фиолетово-черный в «Лете».
Фото: Государственная Третьяковская галереяСерия «Времена года (новый примитив). Весна» художника Михаила Ларионова.
Панорама отечественной живописи первого двадцатилетия XX века включает более сотни полотен
И вот что интересно: если во второй половине XIX века изобразительное искусство освободилось от оков мифа, прежде незыблемых, по крайней мере, в отношении ню, то в XX столетии
Ларионов снова возвращается к первоосновам — не только европейским (Венеры), но и русским: «
Времена года» отсылают к нашему язычеству, а отнюдь не греко-римскому.
Уместно провести параллель с «Весной священной» — знаменитым балетом дягилевских «Русских сезонов»,
музыка которого была написана Игорем Стравинским в том же 1912 году.
Красавицы и спутницы жизни
За свою жизнь и даже за относительно недолгий русский период Михаил Ларионов сменил множество стилей, манер письма.
Что, в общем-то, было обычным явлением для авангарда.
Но необычно другое:
во всех экспериментах он сохранял светлый, удивительно оптимистичный, подчас даже праздничный взгляд на мир. Идиллия «Времен года», задорный эротизм «Венер», лучезарные квази-абстракции, для которых Ларионов придумал свой термин — «лучизм»...
Во всем, что делал Ларионов, чувствуется гармония с собой и с миром.
И, наверное, не в последнюю очередь это следствие его счастливой семейной жизни.
Наталья Гончарова, а не абстрактные венеры, была главной его красавицей и вдохновительницей.
Ее он изображал неоднократно, и некоторые из портретов можно будет увидеть на выставке Третьяковки.
Союз Ларионова и Гончаровой вообще уникален, причем по многим параметрам.
Во-первых, в артистической среде такие долгие и крепкие браки — в принципе редкость.
Во-вторых, это отношения не художника и музы (как, например, у Дали и Галы),
а двух равновеликих творческих личностей; без них обоих история авангарда немыслима.
И в-третьих, несмотря на стабильность их союза, сам его формат был далек от традиционного.
И дело вовсе не в том, что вплоть до 1955 года они не были ни венчаны, ни расписаны.
Обосновавшись в Париже, супруги дали друг другу нетипичную свободу: начиная
с 1920-х годов Ларионов нашел постоянную спутницу жизни и новую модель — библиотекаршу Александру Томилину,
которая жила в том же доме, что и он с Гончаровой.
В свою очередь, в жизни Гончаровой появился издатель Орест Розенфельд.
Нередко они отдыхали вчетвером;
в письмах друг другу Ларионов и Гончарова передавали приветы Оре и Шурочке.
И Розенфельд, и Томилина поддерживали художников: первый — заказами от издательства,
вторая — уходом и помощью по хозяйству.
Гончарова, не умевшая готовить, шутила, что, если в доме есть несколько женщин, старшая из них может ничего не делать.
И отмечала, что ревновать им друг к другу не стоит.
Фото: Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереиН. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов. Фотография. [Начало 1950-х, Лондон]
Апофеоз Верещагина
Третьяковская галерея представила главный выставочный проект сезона
Во время Второй мировой войны Розенфельд попал в концлагерь, Гончарова предпринимала отчаянные усилия для его вызволения.
И хотя ее труды оказались напрасны, он чудом остался жив, но после 1945 года уехал и женился на другой женщине.
Томилина же прожила с Ларионовым и Гончаровой вплоть до смерти последней, после чего стала законной супругой пожилого мэтра.
Правда, практического смысла в этом браке было больше, чем романтического:
тяжело больной художник чувствовал, что скоро и он уйдет в мир иной, а о его и Гончаровой живописном наследии и огромном архиве сможет позаботиться только Томилина.
И действительно, всю дальнейшую жизнь после смерти Ларионова она посвятила выполнению последней воли мужа:
передать то, что осталось от художников, на их родину.
Она же организовала единственную советскую выставку Ларионова — в 1980 году экспозиция была показана в Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее.
Теперь же Ларионов возвращается к нам во всей полноте своего радостного гения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах