Сегодня похожую задачу пытаются решить учебные заведения, которые пандемия в 2020 году внезапно загнала в онлайн.
Массовое онлайн-обучение, развитие «мягких навыков» и цифровых компетенций,
индивидуальные траектории и самостоятельные занятия
— каждый из нас сейчас вынужденно погрузился в то, что эксперты ожидали увидеть лишь в 2030-е годы.
Но, несмотря на доклады учебных заведений и регуляторов об успешном переходе в онлайн,
мнение конкретных студентов, университетов, учеников школ и их родителей не так однозначно.
Во всяком случае, недовольства и протестов довольно много.
Например, когда университеты начали переводить программы в онлайн, 300 тыс. британских студентов подписали петицию,
призывающую снизить плату за обучение.
С похожими инициативами выступили студенты в других странах.
Набирает силу движение родителей против «дистанционки» в школе.
Недовольные считают, что ученики и студенты должны развивать критическое мышление,
учиться на своем и чужом опыте,
а обучение по интернету не лучшая среда для этого.
Знаменитое утверждение Рене Декарта Cogito Ergo Sum
(«Я мыслю, следовательно, существую»)
во время пандемии перефразировали в мем Covido Ergo Zoom, и
такой цифровой переход многие восприняли как «ненастоящее образование».
ИДЕЯ КОРОТКО
Проблема
Перенос моделей очного обучения в цифровое пространство, где человек живет и учится по-другому, не работает.
Мешает технологическое неравенство,
множество отвлекающих факторов,
а также излишний фокус на учебной программе и стандартах.
Людям нужны принципиально другие форматы, которые предлагают новый опыт.
Решение
Лидеры рынка начали тестировать новые модели живого обучения в виртуальной среде.
Они базируются на трех принципах.
Во-первых, плотный контент, выстроенный вокруг междисциплинарных проблем.
Во-вторых, событийность — студенты не должны быть пассивными слушателями.
Наконец, важна красота и удобство онлайн-интерфейсов.
Перенос представлений и моделей очного обучения в цифровое пространство,
где человек живет и учится по-другому, не сработал.
За время социальной изоляции вырос спрос на практичное знание и живое общение,
на образовательный опыт, который не уступает полученному в реальном классе.
В существующей модели онлайн-обучения есть три главных барьера, которые снижают ее ценность в глазах учащихся.
Технологическое неравенство:
разный доступ к инфраструктуре онлайн-обучения в зависимости от географии и уровня доходов семьи.
Борьба за внимание:
слишком много факторов отвлекает внимание учащегося,
онлайн-обучение пока проигрывает эту конкуренцию.
Фокус на учебном материале, а не на образовательном опыте:
учебным заведениям приходится следовать утвержденной программе,
они мало заботятся, чтобы процесс обучения был удобным для преподавателей и учащихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО
По данным GlobalWebIndex, в январе 2020 года среднестатистический пользователь проводил в интернете 6 часов 43 минуты в день.
Более 4,3 млрд человек (59% мирового населения) имеют возможность выходить в сеть,
в России — около 118 млн человек (81% жителей).
И кажется удивительным, что 3,2 млрд человек в мире все еще не имеют доступа к глобальной сети.
Даже в Восточной Европе и России количество «неподключенных» жителей составляет более 65 млн.
Вынужденный переход к всеобщему онлайн-обучению обнажил проблему неравенства.
Оказалось, что быстрый интернет и бесперебойные занятия — это привилегия жителей больших городов.
Население удаленных районов (а это почти 50% населения мира) лишены такой возможности.
Кроме технологического барьера есть еще и социальный.
Семьи с доходами ниже среднего, как правило, не могут обеспечить каждого члена семьи компьютером для доступа к онлайн-урокам и необходимым физическим пространством в квартире.
В результате обучение часто происходит посменно и в местах, для этого не предназначенных:
на кухне, балконе, в ванной.
Качественное цифровое образование стало прерогативой семей с доходами выше среднего, проживающих в больших городах.
Несмотря на то, что компании и правительства активно инвестируют в интернет-инфраструктуру,
в ближайшие пять лет технологическое неравенство сохранится как в России, так и в других странах.
БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ
Учебные заведения проектируют свои образовательные программы в отрыве от обстоятельств,
в которых учащийся живет до и после занятий — так повелось с доковидных времен.
Когда обучение проходит очно, учитывать эти обстоятельства нет необходимости:
ученик находится в классе, он на виду, временно вырывается из бытовой рутины
и может полностью сосредоточиться на предмете.
Однако жизнь «на удаленке» перевернула все с ног на голову.
Внимание и вовлеченность учащегося — необходимое условие качества образования.
Во время пандемии онлайн-преподавателям пришлось конкурировать не только с гаджетами и соцсетями,
но еще и с членами семьи слушателя,
звонками его работодателя, отдыхом.
Сидя дома, человек сталкивается с валом конфликтующих запросов на свое время,
ему приходится расставлять приоритеты, и далеко не всегда в пользу обучения.
В результате — снижение вовлеченности и, как следствие, падение успеваемости.
Пандемия показала, что в условиях локдауна и других социальных ограничений
необходимо проектировать не образовательную программу, а обучение как часть жизни человека «на удаленке».
Иными словами, важно учитывать не только распорядок дня и образ жизни учащегося,
но и специально работать с удержанием его внимания.
Это означает переход от односторонней передачи знаний к модели обучения через дискуссию.
Вебинарный формат, когда преподаватель говорит на камеру, отвечает на вопросы или спрашивает выученный материал, — тупиковая ветвь развития дистанционного образования
(примерно как пейджеры на заре мобильных телефонов).
Только правильно организованное обсуждение и совместный поиск решения удерживают внимание человека во время онлайн-занятия.
ФОКУС НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ, А НЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ
У американского исследователя в области маркетинга, автора книги «Экономика впечатлений» Джозефа Пайна,
есть интересная концепция.
Он выделил разные типы рынков:
сырьевые (commodity),
рынок товаров,
услуг,
впечатлений и
высший пятый уровень — рынок трансформации.
Переход от одного типа к другому происходит за счет более глубокого фокуса на потребностях человека
и персонализации предложения.
Например, многие индустрии, начиная с театра и медиа
и заканчивая ритейлом и туризмом,
сегодня работают в экономике впечатлений.
Концепцию Джозефа Пайна можно применить и к сфере образования
В обществе сложилось представление, что образование — это либо общественное благо (commodity),
либо товар (диплом по итогам обучения),
либо услуга по апгрейду знаний и навыков.
В этой логике нет никакого смысла платить за онлайн-обучение такую же цену,
как и за очный формат.
Товар или услуга в лучшем случае та же, а форма ее доставки становится менее удобной.
Самые сильные игроки давно перешли в экономику впечатлений (более точный перевод с английского — экономика опыта).
Здесь важен не только диплом или навыки, а то, какие инсайты появились у человека в ходе обучения,
как поменялось его мировоззрение.
В конечном счете, какой опыт получил студент, хотел бы он его повторить или нет.
И здесь кроется главная проблема онлайн-обучения.
Большинство образовательных учреждений до сих пор фокусируется на учебном предмете,
а не на образовательном опыте студента.
Во время шокового перехода в онлайн на первый план выходили вопросы, как доставить контент до учащегося в цифровом формате,
мало кто думал о том, удобно ли студенту учиться, адекватен ли дизайн онлайн-курса новым жизненным обстоятельствам.
В результате ни контент, ни формат, ни интерфейс онлайн-платформы не вызывали у учащегося желания вернуться.
Над этой проблемой сейчас работают ведущие университеты, образовательные стартапы и технологические компании.
Они, в частности, расширяют функциональные возможности онлайн-платформ,
разрабатывают более удобные и красивые интерфейсы.
На горизонте двух-трех лет появятся успешные проекты, предлагающие качественно новый опыт обучения в онлайне.
Лидеров образования, которые решат эту задачу, ждет новый вызов — как перейти из экономики впечатлений в экономику трансформации.
В этом случае студент будет платить не за процесс обучения или новый опыт, а за результат:
не трансформировался — значит, платить не за что.
Пока нет четкого понимания, как оценивать изменения, но лет через 10 такие модели обучения тоже появятся.
КОНЕЦ ЭПОХИ MOOC
В октябре 2011 года Стэнфордский университет предложил всем желающим бесплатно пройти три своих курса онлайн.
Год спустя появились платформы Coursera и EdX — здесь были доступны уже более 250 бесплатных онлайн-курсов от 40 ведущих университетов мира,
на которых обучались 2,5 млн студентов.
Так началась эпоха массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Course, или MOOC).
Знания от лучших профессоров мира могли получить все желающие, а дизайн курсов, состоящих из серии коротких видео и заданий к ним, позволял учиться в своем темпе.
Считается, что с появлением MOOC в образовании началась цифровая революция,
однако изначальная цель — университет для миллиардов — так и не была достигнута.
В 2019 году журнал Science опубликовал статью The MOOC Pivot, в которой исследователи из MIT подвели итоги эпохи MOOC.
Массовые открытые онлайн-курсы не справились с задачей вовлечения и удержания студентов.
За семь лет доля слушателей, заканчивающих курс до конца, снизилась с 6 до 3%,
а количество повторно возвращающихся людей составляло не более 10%.
Пандемия хоть и привела к приросту числа новых студентов в 2020 году, но другие показатели не улучшились.
По всей видимости, пик популярности MOOC прошел.
Эти курсы заняли свою нишу онлайн-обучения — они предназначены для высоко мотивированных людей,
умеющих и любящих учиться самостоятельно,
в то время как многим слушателям нужно что-то другое.
Сегодня студенты и преподаватели выдвигают новые требования к онлайн-образованию:
практичное содержание, другие форматы и принципы обучения.
В центре должен быть не записанный контент,
а человек с его вопросами и проблемами,
потребностью во взаимодействии.
В ответ на этот вызов лидеры рынка начали создавать и тестировать новые модели онлайн-обучения,
которые можно назвать LIVE — Learning in Virtual Environment,
то есть живое обучение в виртуальной среде. И сейчас уже можно обрисовать контуры будущего образования в цифровом пространстве.
LIVE: ПРОТОТИПЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО
В 2020 году соосновательница Coursera Дафна Коллер объявила о запуске новой образовательной платформы Engageli,
где студенты совместно работают за небольшими виртуальными столами.
Люди могут общаться друг с другом, получать инструкции от преподавателей,
вместе выполнять задания, участвовать в викторинах,
делать заметки по результатам обсуждений.
Профессора, в свою очередь, могут анализировать количество взаимодействий между студентами
и отслеживать индикаторы их вовлеченности.
Образовательный проект Minerva, созданный Беном Нельсоном,
развивает онлайн-платформу Minerva Forum
— она позволяет в синхронном формате, то есть в режиме реального времени
проводить курсы по междисциплинарным темам.
Обучение выстроено вокруг дискуссий студентов и преподавателей, и здесь нет «задней парты», где можно отсидеться.
Каждая образовательная сессия записывается, и по ее итогам студенты получают персональную обратную связь от преподавателя.
Во время пандемии появились гибридные форматы,
объединяющие преимущества образования и медиа.
Например, Московская школа управления «Сколково» запустила образовательные онлайн-сессии,
которые по формату близки к «реалити-шоу».
В специальной студии SKOLKOVO Glassroom можно создавать красивые телевизионные планы и эффект присутствия профессора и студентов в одном помещении.
У каждой образовательной сессии есть свой сюжет, построенный вокруг сложной управленческой ситуации или проблемы,
для нее пишут подробный поминутный сценарий, как к фильму или ТВ-шоу.
Профессор ставит перед участниками вопросы, на которые нет правильного ответа,
и студенты вместе ищут варианты решений, становясь героями сюжета.
Такой формат обеспечивает интерактивность
и полную включенность участников процесса.
Подобные эксперименты с онлайн-обучением в режиме LIVE проводят сегодня университеты и образовательные стартапы по всему миру.
Все эти проекты базируются на трех общих принципах:
живое знание,
интерактивный формат и
новое цифровое образовательное пространство.
КАК РАБОТАЕТ LIVE-ОБУЧЕНИЕ
Последний раз редактировалось: Jurgen (Пт Янв 29, 2021 8:54 pm), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Чт Фев 11, 2021 9:05 pm Заголовок сообщения: К чему готовят наших детей - учитель физики раскрыл простую
URL: Греф уже начал это:
К чему готовят наших детей - учитель физики раскрыл простую истину
Учитель физики Вадим Муранов оценил сценарий развития школьного образования на ближайшие 20 лет,
который опубликован на сайте ВЭФ.
Он объяснил, к чему на самом деле готовят наших детей.
И Греф уже начал это.
Дело не только в цифровизации и дистанционном обучении.
Муранов в беседе с Царьградом признался:
ему печально осознавать, что прогресса в сфере образования не видно уже давно.
Более того - очевиден регресс.
В головах некоторых вышестоящих, может, и выстраивается какая-то структура, но то, что описано в сценарии,
наверняка будет реализовано криво и коряво, отметил педагог.
Главная беда в том, что школой занимаются не учителя, отработавшие 20-30 лет, а бухгалтеры, сводя всё к цифрам, деньгам, экономии средств. А на образовании, как и на здравоохранении, нельзя экономить.
Поэтому ни техническая, ни методическая, ни профессиональная неразвитость самих школ и управленческих кадров
не позволят пока, по крайней мере в ближайшие 20 лет точно, этот план реализовать.
А вот стремление у вышестоящих будет огромное, и боюсь, что это будет просто навязываться,
как это стремится сделать всё тот же, не будь помянут на ночь, господин Греф, - произнёс Вадим Муранов.
В результате в школе не останется адекватных педагогов, способных учить.
Образовательное учреждение перестанет быть институтом социализации, вторым домом для детей.
"Лошадь по имени Образование фактически при смерти.
Я не сгущаю краски, просто реально вижу ситуацию.
Я вижу, как страдают дети от дистанционки, которая не является обучением,
а является имитацией.
Я вижу, как страдают дети от того, что учителя вообще не понимают, зачем они в школу приходят:
то ли для заполнения отчётов, то ли действительно для того, чтобы детям было интересно что-то новое узнать",
- поделился учитель физики.
По его словам, школа перестала быть единственным источником знаний.
Информацию дети получают откуда угодно, но без должного присмотра и руководства.
И действительно, перемены нужны.
Но экономисты, бухгалтеры, юристы, финансовые деятели, менеджеры это сделать просто не способны.
Они вот лезут в образование, пытаются в нём что-то изменить, думая, что в этом что-то понимают.
А они в этом ни черта, извините меня за выражение, не понимают.
Поэтому кроме вот этих высокопарных лозунгов, в которых прописана стратегия образования, дальше дело не идёт, - подчеркнул собеседник Царьграда.
Вадим Муранов не против цифровых технологий, но в умеренном количестве.
Западные системы уже внедрялись в России, и теперь уже очевидно, что эксперимент с ЕГЭ провалился.
В сценарии же указано, что эксперименты станут нормой.
А ведь результаты экспериментов в России не анализируют,
не подводят итоги, не делают работу над ошибками, не признают, что эксперимент неудачен.
"Отмахиваться полностью от технологий, я считаю, неправильно.
Но дети - это живое, это наше будущее.
И вкладывать в них только цифру - преступление", - убеждён педагог.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах