Сожет фильма:
.
В центре событий юноша по имени Лапа Ягуара.
Его история – история маленького человека, который вынужден совершать геройские поступки, - составляет ядро “Апокалипсиса”.
В начале фильма это молодой отец, человек, без сомнения, одаренный, но еще не достаточно проявивший себя,
который живет в маленькой идиллической деревушке, населенной охотниками.
Затем, в один миг его мир рушится:
его ловят
и забирают в опасный поход по лесу в величественный город майя.
Там он узнает, что его принесут в жертву богам, дабы положить конец голоду, разоряющему страну.
Перед лицом неминуемой смерти герой должен побороть свои самые сильные страхи
и совершить отчаянный рывок, чтобы сохранить то, что ему дорого.
Апокалипсис» по Гибсону, или конец света для отдельно взятой цивилизации «Испанцы уничтожили великую цивилизацию»: как империя инков пала от рук конкистадоров
Об «Апокалипсисе» («Apocalypto»), новом фильме Мэла Гибсона, до начала его проката было известно не так уж много – разве только то, что
фильм будет рассказывать о закате державы майя, да еще несколько малозначительных подробностей
Не было ни масштабной рекламной кампании, ни особой шумихи в прессе – более того, прошлой осенью режиссер влип в скандал, мгновенно раздутый прессой, и злые языки стали даже поговаривать о бойкоте фильма в прокате на территории США.
Но нам американские «закидоны», слава Богу, в большинстве своем чужды – может быть, в том числе и по этой причине «Апокалипсис» вышел в российский прокат даже несколько раньше, чем за океаном.
Наверное, многие зрители подсознательно ожидали фильма о том, как конкистадоры будут покорять майя,
звезда державы которых уже закатывалась.
Но режиссер ставил перед собой иную задачу, обозначенную вынесенной в начало фильма цитатой:
«Великую империю нельзя победить, пока она не прогнила изнутри».
Поэтому неудивительно, что «Апокалипсис» оказался фильмом не о победоносном марше закованных в стальные кирасы конкистадоров,
а о том, как самобытная и яркая цивилизация медленно и страшно погружается во тьму варварства
и умирает, отравляемая собственным ядом и безумием.
И, если вдуматься, этот взгляд единственно верен – потому что для завоевателей,
железной пятой поправших Новый Свет, падение «варваров» было победой,
тогда как для самих майя это был настоящий Апокалипсис.
Стоит отметить и еще один немаловажный момент
– сам режиссер проводи
совершенно недвусмысленные параллели между пожирающей саму себя культурой майя и современными Соединенными Штатами…
И, как и в случае со «Страстями Христовыми», такой ход доставляет создателям фильма дополнительные трудности
– ведь от них, как, впрочем, и от актеров, требуется передать всю информацию, не рассчитывая на многословные объяснения.
К счастью, промашек никто не допускает – все сцены выстроены безупречно, давая исполнителям возможность продемонстрировать все свои способности.
И они оправдывают надежды:
жесты, пластика и мимика актеров правдивы до мельчайших деталей: глядя на них, веришь, что эти люди в самом деле ЖИВУТ,
а не играют роль.
В самой же подаче нет той искусственной, нарочитой изощренности и вычурности, которой с некоторых пор любит блеснуть американское, а также «новое российское» кино,
– напротив, все совершенно естественно и столь же убедительно.
Эту убедительность стоит отметить особо, поставив в заслугу всей съемочной группе – и, пожалуй, в первую очередь актера
ибо среди них практически нет профессионалов.
В большинстве своем это самые обычные люди – настоящие потомки майя,
до этого в глаза не видевшие кинокамер и софитов.
Однако использование языка аборигенов дает Гибсону великолепный козырь
– незнакомая зрителю речь помогает создать эффект присутствия, который лишь усиливается благодаря отсутствию узнаваемых голливудских «звезд».
Все это дополняется великолепной проработкой деталей – от причудливых причесок, костюмов и украшений до мимолетно запечатленных объективом камеры сцен из повседневной жизни канувшего в небытие народа.
В результате зритель словно бы смотрит не фильм, а является очевидцем реальной драмы, которая развернулась в джунглях Южной Америки почти шесть столетий назад.
Единственным недостатком (или тем, что можно расценить как недостаток) фильма является отсутствие «вводной» информации о месте и времени действия, о других моментах, важных для погружения в показываемый мир.
Широкий зритель вряд ли столь уж хорошо осведомлен о специфике жизни майя, чтобы с ходу понять все, что он видит на экране.
Впрочем, менее интересным фильм от этого не становится, даже наоборот
– возможно, после просмотра «Апокалипсиса» кое-кто даже захочет поближе познакомиться с культурой самобытных цивилизаций Южной Америки.
* * *
Несомненно, «Апокалипсис» – еще одна творческая удача Мэла Гибсона. Удача, пожалуй, не меньшая, чем снятые им ранее
«Страсти Христовы» и «Отважное сердце».
И самое важное – Гибсону в очередной раз удалось доказать, что интересное кино может и должно быть умным,
а все затраты на поиск новых путей в кинематографе окупаются в творческом плане сторицей.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах