Зачем свекр принуждал невестку к … ?»
Снохачество на Руси как патриархальная традиция
Семейные отношения на Руси в XIX веке многие считают буквально образцовыми.
Строгий патриархат и разделение на ветви являются видимым образцом порядка и стабильности.
У каждого в семье есть своя ниша, права и обязанности — все живут в мире и согласии.
При этом идеальной ситуация выглядит только со стороны.
Многим подчинение старшим давалось с огромным трудом
и считалось настоящим наказанием судьбы, сообщает therussiantimes.com.
До двадцатого века на Руси большая часть населения жила в сельской местности — 85% жителей страны были крестьянами или мелкими помещиками,
не имеющими желания или возможности выехать в город.
Старшим в семье становился всегда мужчина — самый мудрый, добившийся каких-то успехов или просто доживший до преклонных лет.
Его власть в семье, которая могла состоять из трех или даже четырех поколений, всегда была безграничной.
Иногда чувство власти в мужчинах перерастало в чувство вседозволенности,
из-за чего имели место криминальные ситуации.
В частности порицание на общественном и даже законодательном уровне заслуживало снохачество
— сожительство главы семьи с женщинами «младших поколений».
Развивалось снохачество в первую очередь из-за бедности — многие сыновья не имели возможности жить с женами отдельно,
а потому оставались даже после свадьбы под опекой родительского крова.
Особенно широко распространено снохачество было в XVIII-XIX веке.
Причиной снохачества было и отсутствие работы
— заработок молодые мужчины могли искать буквально за тридевять земель,
но брать с собой в путь супругу не имели возможности.
Молодую жену оставляли дома под опекой отца, и те свободно сожительствовали с невестками.
Старшие мужчины к снохачеству склонялись не по ошибке — мол, проходила мимо, соблазнила и «так получилось».
Нет, они умышленно подбирали в жены сыновьям молодых красивых девушек, рассчитывая на дальнейшую связь.
Причем сыну в день свадьбы могло быть 12-13 лет,
а его супруге уже 16-17 лет.
По родственным связям снохачество считалось инцестом, хотя кровной связи между свекром и невесткой не было.
Преступление осуждалось обществом и церковью — в редких случаях, когда снохачество было доказанным, оно могло послужить причиной развода.
Как невесток склоняли к сожительству
Давние нравы предполагали, что в день свадьбы муж становится практически хозяином своей жены,
а потому берет ее себе в дом. Приходя в чужую семью, молодая девушка старалась понравиться всем, но оставалась практически бесправной, ведь должна слушать не только мужа, но и всех старших.
Главы семейств пользовались своим положением
— они специально принимали невестку враждебно,
чтобы та пыталась получить благоволение всеми доступными способами.
Если девушка не понимала, что от нее требуется, или осознанно рисковала отказывать свекру
— тот загружал ее само грязной и тяжелой работой для усмирения характера.
В иных случаях наказывал молодую девушку ее муж
по поручению недовольного «поведением» невестки отца.
Родители девушке помочь не могли, так как принять дочь назад домой считалось в те времена достаточно постыдным.
Значит больше никто и не возьмет.
Девушкам приходилось терпеть домогательство «старших» и одаривать тех своей лаской,
чтобы выжить в непростых условиях.
Более смышленые пытались обернуть ситуацию себе в пользу, ведь за свою покорность перед свекром могли получать
ценные подарки, красивые наряды и дополнительные дни отдыха от домашней работы.
Если о греховной связи узнавал муж, виновной всегда считалась женщина.
Отца семейства винили очень редко, ведь его уважали и боялись.
Снохачество было настоящим бичом общества.
Из-за него семьи часто распадались — молодые уходили жить к родителям жены, хотя это считалось очень постыдным.
Снохачество способствовало и уменьшению количества населения — в семьях часто случались
убийства на почве ревности или детоубийства, ведь плод от греховной связи девушка и ее свекор спрятать иным образом не могли.
Историческая справка
Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:
«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену,
услал двух своих сыновей на «шахты»,
сам остался с двумя невестками.
Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам
и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно,
что свекор в скорости сошелся с невесткой.
Далее он начал «*****» к младшей.
Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.
Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития.
Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».
Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам.
Безгин пишет:
«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве.
Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему,
что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним,
прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет.
От него же она забеременела вторично.
Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила,
схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».
Михаил Зощенко «Волостной суд»
Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:
«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения.
Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили:
«Сноху любит.
Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».
<…>По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто,
но традиционно считалось в селе самым позорным грехом.
Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать:
«Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».
Как и когда на Руси прекратилось снохачество
Раздел земель в XIX веке
поспособствовал распаду крупных семей — молодые могли получить свой участок и жить отдельно.
Именно это стало причиной постепенного исчезновения снохачества как социального явления.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах