Оксфордский словарь определяет интеллект
как способность к пониманию.
Как пишет Financial Times, с 2010-х эта способность у людей в ряде тестов
— например, на логику и решение задач,
— демонстрирует снижение.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное тестирование
(PISA),
в рамках которого оценивает навыки
в чтении, математике и естественных науках у 15-летних школьников.
Их результаты по трём направлениям были на пике примерно
в 2012 году.
С того момента до 2018 года
наблюдался спад — ещё более сильный, чем в пандемийные годы.
Снижение навыка решения задач и логических рассуждений
фиксируется и среди взрослых, причём во всех возрастных группах.
Авторы исследования Monitoring the Future
с 1980-х годов
опрашивают 18-летних подростков о том,
испытывают ли они сложности с концентрацией внимания и обучением.
Доля респондентов с такими проблемами не менялась в 1990-х и 2000-х, но
начала резко расти с середины 2010-х годов.
Это совпадение сопровождается другим масштабным трендом, который касается
сдвига в нашем взаимодействии с информацией
и её свободной доступности в сети.
Люди стали потреблять больше визуального контента и меньше текстового,
что привело к ситуации
«постграмотности»:
такой человек умеет читать и писать,
но погрузиться в сложный текст не может из-за неустойчивости внимания.
В 2022 году доля американцев, которые за предыдущий год прочли хоть
одну книгу, упала ниже 50%.
Параллельно с этим у людей в большинстве стран
деградируют арифметические навыки и другие формы решения задач.
В одном исследовании доля взрослых,
которые не способны применять математическое мышление
для оценки верности суждений, выросла до 25%
в среднем в странах с высоким уровнем дохода,
а в США и вовсе достигает 35%.
То есть, по словам Financial Times,
дело не только и не столько в чтении,
сколько в более общем тревожном снижении качества внимания и умственных способностей.
Тренд, как уже отмечалось,
связан с лавиной информации,
которая накрывает современных людей, и распространением смартфонов.
Они листают бесконечные ленты в соцсетях,
им постоянно приходят уведомления,
они стали тратить гораздо меньше времени на самостоятельный поиск информации в интернете
и общение с другими людьми.
Если раньше люди сами направляли свои действия,
то теперь перешли к пассивному потреблению информации с постоянным переключением контекста.
Исследователи утверждают, что
активное использование цифровых технологий не вредно
и даже полезно.
Однако явления, которые набирают обороты в последние годы, негативно
влияют на способность людей обрабатывать текстовую информацию, внимание, память и самоконтроль.
Сегодня, когда я объясняю таким же, как я, родителям, что
пишу романы для детей
с пятого по восьмой класс,
нередко в ответ следует виноватое признание:
«А мой ребенок не читает — по крайней мере, не так, как я».
Я прекрасно понимаю, что они чувствуют: мои подростки тоже не читают столько,
сколько я в их возрасте.
Когда я была в начальной школе, то уплетала все подряд:
мистическую классику вроде «Ведьмы с пруда Черных Дроздов»
и
игровые серии наподобие «Выбери свое приключение».
К средней школе я уже читала объемные взрослые романы
— скажем, работы
Луизы Мэй Олкотт и Джона Толкина .
Но не все дети такие заядлые читатели.
Сейчас родители начинают понимать, что все меньшее количество детей читает много и запоем ради удовольствия.
Большую роль в этом, несомненно, играет привлекательность и повсеместность гаджетов
(у большинства американских детей к возрасту 11 лет уже есть смартфоны),
а также потеря знаний во время пандемии.
Но это еще не все.
Исследование, которое проводилось Национальной оценкой прогресса в образовании (NAEP)
незадолго до пандемии,
показало, что процент 9-летних и 13-летних детей,
которые утверждают, что
каждый день читают ради удовольствия, упал в два раза с 1984 года.
Недавно я обсудила эту тенденцию с педагогами и библиотекарями.
Они выдвинули много предположений,
но одно из наиболее убедительных — и удручающих – состоит в том,
как наша система образования учит детей относиться к книгам.
Больше всего о чтении в детстве я помню то, как влюблялась в персонажей и истории;
я восхищалась Маргарет Джуди Блум и Ральфом С. Маусом Беверли Клири .
В Нью-Йорке, где я в начале 80-х училась в государственной начальной школе, проводились тесты
на уровень чтения и понимания прочитанного.
Чтение как можно большего количества книг и эмоциональное вовлечение в них
воспринималось лишь как способ развить необходимые навыки.
Аналитический подход к чтению, кажется, убивает естественное наслаждение.
Критическое чтение
— это важный навык, особенно для поколения, которое просто тонет в информации,
большая часть которой ненадежна и не заслуживает доверия.
Но заострение внимания на анализе прочитанного
обходится в большую цену:
теряется любовь к книгам и рассказыванию историй.
Это пренебрежение историями начинается уже в начальной школе.
Возьмем задание из Основного государственного стандарта по английскому языку для третьеклассников,
который широко используется в США:
«Дайте определение словам и фразам, встречающимся в тексте, учитывая их буквальное и переносное значение».
Чтобы дать представление об этом задании, можно привести забавный пример:
в классической «Амелии Беделии» ( Amelia Bedelia ) Пегги Пэриш служанке,
имя которой вынесено в заглавие,
дают поручение «задернуть шторы, когда выглянет солнце»,
а она вместо этого рисует занавески
(draw – задернуть, нарисовать — прим. пер.).
Вот какой способ обучения предлагает педагог, имеющий опыт в написании учебных программ
в соответствии с Основным стандартом:
сначала учитель объясняет понятия буквального и переносного значений,
а затем дети читают один параграф из «Амелии Беделии»
и письменно отвечают на вопросы.
Для всех, кто понимает, как устроены дети,
это задание звучит как угодно,
только не захватывающе:
лучший способ представить детям некую абстрактную идею — это увлечь их историей.
Понятие переносного значения становится в сто раз интереснее и понятнее,
особенно для восьмилетнего ребенка,
если он может сперва посмеяться над выходками Амелии.
Самое веселое в чтении
— это процесс знакомства с персонажем и наблюдение за конфликтами, с которыми он сталкивается.
Для большинства детей перепрыгнуть на параграф
в середине книги
— это столь же увлекательно, как уборка в комнате.
Но, как объяснили мне несколько педагогов,
появление законов о подотчетности и соответствующей политики
(например, программы
«Ни одного отстающего ребенка»,
утвержденной в 2001 году)
и
высокоуровневые экзамены, основанные на этих стандартах,
будь то Основной стандарт или его альтернативы в штатах,
оказало огромное давление на воспитателей,
которые вынуждены преподавать согласно программе в ущерб передовым практикам.
Дженнифер Лагард,
учительница и библиотекарша в государственной школе,
рассказала, что после одной из таких практик
— чтения вслух в классе —
дети непременно просят посоветовать похожую книгу.
Но теперь чтение вслух омрачено необходимостью удостовериться,
что все дети усвоили стандарты,
которые ожидают их на тестировании:
с начала пандемии эта задача еще больше усложнилась.
«Выросло целое поколение детей,
у которого чтение ассоциируется с оценками»,
— говорит Лагард.
К средней школе не хватает времени не только на активности вроде чтения вслух.
— Согласно инструкциям, огромное внимание уделяется анализу отрывков,
— утверждает Лагард,
которая преподавала в этой возрастной группе.
— Недавно подруга рассказала мне, что учитель ее ребенка в средней школе
показал детям «Убить пересмешника» .
Он объяснил, что на чтение отведено несколько месяцев,
но они могут не успеть прочесть всё до конца.
Она удивилась:
как можно не успеть закончить
«Убить пересмешника»?
Я с ней полностью согласна.
Нельзя научить детей любви к чтению, если твоей главной целью даже не является прочтение книги до конца.
Лучшая награда
— это эмоциональная отдача в кульминационном моменте истории; если ребенок
не дочитал до того, как Аттикус Финч защищает
Тома Робинсона
в суде, и не узнал тайну Бу Рэдли,
то ему недостанет впечатлений.
Конечно, не каждый учитель сосредотачивается на коротких отрывках в ущерб сюжету.
Но вследствие этого широко распространенного мнения (что чтение книги — это обязательно анализ от корки до корки) дихотомия «низкое/высокое»,
которая всегда существовала в детской литературе
(сравните «Дающего» и цикл «Ужастики»),
теперь, кажется, получила еще большее распространение.
«Как вы называете книги, которые дети читают просто для веселья?», — спросила
недавно писательница книг для среднего школьного возраста
в своем Twitter.
Учительница пятых классов на пенсии
была озадачена этим вопросом:
«Я никогда не думала о книгах как о «веселых»,
— написала она.
— Я бы выразилась так:
отличная,
забавная,
трогательная…
Но на самом деле многие книги веселые!».
Но, кажется, детям не прививают идею,
что любое чтение может доставлять удовольствие.
Даже если большинство учеников средних классов прочитали
«Дневник слабака» ,
у них не появляется желания приступить к более трудному чтению. Более
длинные книги считаются менее «веселыми».
(те нужен комикс "Война и Мир" Л.Н. Толстого
Кроме того, после пандемии некоторые библиотекари, учителя и родители
заметили
у детей снижение способности концентрироваться на чтении.
Эти обстоятельства выражаются в недавно появившемся спросе
на более короткие книги.
Но никому не приходит в голову предположить, что это — не такое уж удивительное последствие того,
что детям приходится взаимодействовать с литературой в виде коротких отрывков.
Нам нужно считаться с потребностями детей: сейчас я пишу более короткие и менее сложные истории.
В то же время нужно докопаться до корня проблемы: причина не в длине книг,
а в системе образования.
Нельзя позволить тестам контролировать то, как преподают учителя:
результаты медленного чтения,
может, и легко измерить,
но оно не заставит детей влюбиться в книги и истории.
Учителям нужна свобода преподавать
подходящим для возраста и развития способом
с использованием книг,
которые, как они знают,
увлекут детей и бросят им вызов
(теперь, когда доступно так много разнообразных книг и героев, как никогда раньше,
есть возможность порадовать более широкий круг читателей).
Детям необходимо больше читать,
и вместо простого анализа абзацев
следует поощрять их
взаимодействовать с книгами так же, как с «веселыми» сериалами, видеоиграми и телешоу.
Молодое поколение должно испытывать удовольствие
от повествовательного путешествия,
установления эмоциональной связи с персонажами
(включая тех, кто отличается от них самих)
и
желания знать, что же случится дальше
— и от того, что наконец это выяснили.
Это магия, которое творит чтение.
Но если разобрать историю на части и узнать, как она устроена,
не успев исследовать все ее чудеса,
то рискуешь разрушить все волшебство
— как и с любым магическим фокусом.
Кэтрин Марш
PS
на сайте смотри "народные" комментарии (не детские)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах