Учёные выяснили, как будущее детей зависит от образования родителей
Иван Комогорцевсегодня
Высокий образовательный уровень родителей мотивирует детей получать лучшее образование,
выяснили в институте образования НИУ ВШЭ. Пример в семье намного сильнее влияет на будущее детей, чем академическая успеваемость, считают учёные, а с их выводами ознакомилось РИА "Новости".
— Семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости.
И наоборот: дети из семей с невысоким образовательным уровнем чаще готовы "согласиться на меньшее"
или отказаться от тех возможностей, которые открывают им текущие образовательные результаты,
— говорится в исследовании.
В девятом классе у 49% школьников хотя бы один родитель имеет высшее образование,
а в десятом, среди тех, кто не ушёл из школы получать среднее специальное образование,
этот показатель уже 61%.
Фактор образованных родителей влияет, даже если у детей низкая успеваемость.
Так, у 40% с детей плохими оценками в девятом классе ни один из родителей не имеет высшего образования,
в старших классах — только у 26% детей.
"Наследственная тяга к образованию" проявляется не только у школьников,
но и у абитуриентов.
Дети образованных родителей выбирают известные вузы с большой конкуренцией за каждое учебное место.
. Выступая по телевидению, премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю делает неожиданное заявление.
Оно вызовет самую настоящую бурю в обществе.
Суть сказанного
если образованные мужчины хотят, чтобы их дети были успешными, им (мужчинам)
не стоит брать в жены необразованных и неразвитых.
Вызванный заявлением эффект вскоре сравнят с эффектом разорвавшейся бомбы.
А споры, которые возникли в обществе, пресса назовет «великими брачными дебатами».
Что же толкнуло премьер-министра на политическое вмешательство в личную жизнь граждан?
И какое ему, казалось бы, до этого вообще дело: страна к тому времени процветала, экономика уверенно развивалась, жители богатели…
«Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны.
А для маленького, бедного ресурсами Сингапура… это был просто определяющий фактор».
За несколько лет работы в правительстве уже было замечено: чем больше в нем талантливых и образованных, тем эффективней работа.
Предрассудки: умных не брали в жены
К 80-м годам образованных людей в Сингапуре было уже немало — в вузах обучались и парни, и девушки.
Примерно в соотношении 50х50.
Однако основная часть общества еще по-прежнему жила предрассудками.
И большая часть дипломированных мужчин
предпочитала жениться на девушках ниже себя по образованию и образованности.
Как показал анализ, самые умные и талантливые женщины не могли выйти замуж и,
соответственно, дать стране таких же детей.
По словам Ли Куан Ю, больше нельзя было закрывать глаза на проблему.
На него обрушился град критики.
В ответ премьер-министр приводил данные за последние годы — об образовательном уровне родителей учеников.
Причем, тех, кто по результатам экзаменов входил в 10 процентов лучших.
Анализ показывал,
что родители с высоким уровнем образования являлись наиболее важным фактором, который определял успехи детей в учебе.
Процесс развития Сингапура тормозился и тем еще, что образованные женщины, даже будучи замужними,
рожали меньше детей, чем необразованные.
Если на каждую образованную мать в среднем приходилось 1,6 ребенка, то
на женщину даже без начального образования — 4,3.
«В результате, мы более чем удваивали наше малообразованное население,
но даже не воспроизводили наших наиболее образованных людей».
И это тоже тревожило правительство.
Дискуссии длились долго, процесс перерождения взглядов еще дольше.
Льготы для дипломированных мам
В 80-х в числе мер были приняты специальные налоговые льготы для замужних женщин с высшим, средним, среднеспециальным образованием.
После рождения третьего или четвертого ребенка
такие дамы (или их мужья) получали право на серьезное уменьшение подоходного налога.
Постепенно количество детей в таких семьях стало увеличиваться.
Мало помалу дело сдвигалось с мертвой точки.
Спустя несколько лет, уже никто не спорил о зависимости образованных детей и родителей.
Правительство Сингапура продолжало следить за процессом, подсчитывать и анализировать.
К концу 90-х более 60 процентов дипломированных мужчин женились на выпускницах университетов
— к началу 80-х их было вдвое меньше.
Хотя, конечно, до полного искоренения предрассудков было еще далеко.
«Утечка мозгов» за границу
В 60-х США разрешили жителям Азии эмигрировать в свою страну.
За Америкой — Канада, Австралия, Новая Зеландия.
С конца 70-х уже 5 процентов высокообразованных сингапурцев эмигрировали ежегодно.
К тому времени очень многие получили звания докторов наук.
Одни при этом справедливо надеялись быстрее построить карьеру, соответствующую их образованности
— все же Запад в то время опережал Сингапур по экономическому развитию.
Другие же рассчитывали на более высокий уровень благосостояния, который так же соответствовал бы их высокому уровню.
Тем более, что все сингапурцы у себя на родине обучались на английском
— их адаптация в англоязычных странах проходила почти безболезненно.
Таланты заманивали калачами
Однако Сингапур, его постоянно растущая экономика требовали достаточное количество молодых талантов
— среди предпринимателей, рабочих, врачей, музыкантов, художников и т.д.
В 80-х были созданы два комитета:
один занимался трудоустройством таких людей,
второй решал их социальные проблемы.
Кроме того, талантливых и подающих надежды студентов сами искали по всему миру.
В первую очередь, среди граждан других стран Азии, которые обучались в лучших университетах и США, и Канады, и Австралии.
В надежде, что по окончании вузов они не захотят оставаться на Западе, а Сингапур сможет предложить лучшие условия, чем у них на родине.
Работу в Сингапуре начинали предлагать даже ДО того, как ребята сдавали выпускные экзамены.
А способным иностранным студентам (из Китая, Индии) в собственных университетах предлагались стипендии
— в надежде, что впоследствии эти студенты останутся работать в Сингапуре.
Либо вернувшись в свои страны, смогут работать в представительствах сингапурских компаний.
Иностранные браки
Со временем в Сингапуре возникло и еще одно явление: иностранные браки.
Причем, дипломированные европейцы, приезжающие
(в отличие от их соотечественников).
В свою очередь, сингапурские молодые люди, обучавшиеся за рубежом, нередко привозили на родину жен из Европы, Японии и т.д.,
с которыми познакомились во время своей учебы.
Как позднее напишет Ли Куан Ю,
без такого количества талантливых иностранцев Сингапуру вряд ли удалось бы стать столь успешным государством.
Все они — тысячи инженеров, управленцев, представителей других специальностей,
— вносили огромный вклад в развитие Сингапура.
«Если же мы не сможем усилить свою команду талантливыми иностранцами,
то и попасть в высшую лигу государств мира нам тоже не удастся».
По материалам книги Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый»
ПОЧЕМУ СИНГАПУРСКИЕ ДЕТИ САМЫЕ
ОБРАЗОВАННЫЕ В МИРЕ?
Официально в Сингапур ученики старших классов являются самыми умными школьниками в мире.
Академические успехи страны помогли Сингапуру стать местом с процветающей экономикой,
а местная система образования вполне может стать показательной для остального мира.
“Сингапур является невероятным примером,”
– сказал Марк Такер, президент Национального центра США по вопросам образования и экономики.
“[Он] был главным британским портом до Второй мировой войны.
Когда Великобритания ушла оттуда и закрыла свои базы, Сингапур находился в ужасном состояни
Сегодня же это страна с одной из самых эффективных экономик в мире.
Сингапурцы поднялись на этот уровень в значительной степени благодаря образованию и профессиональной подготовке.”
И если переход Сингапура к такому уровню жизни был построен на образовании, то
секрет системы образования в этой стране заключается в качестве учителей.
“У них лучшие учителя, которыми становятся бывшие лучшие школьники,”
– объяснил Такер.
В послевоенные годы Сингапур был недорогой страной, его рынок труда был заполнен низкоквалифицированными рабочими,
и этого было достаточно для того, чтобы местная системы образования стремилась хотя бы ко всеобщей грамотности.
Но, начиная с 1970-х годов, экономические потребности Сингапура изменились.
Это был очень быстрый переход в сторону высоких технологий, белых воротничков и системы образования, необходимой для того, чтобы не отставать от быстро меняющегося мира.
Вскоре была поставлен
образование мирового класса – для каждого ребенка,
и это означало не что иное, как переход от зубрежки к творчеству.
“У них был единственный в
– сказал директор по образованию ОЭСР Андреас Шлейхер.
“Но в том, как Сингапур достиг этого, он стал первой страной в мире, которая начала думать о том, что нужно детям для успеха …
(в) завтрашней экономике?
Было ясно одно: мировая экономика больше не вознаграждает людей просто за их знания.
Google знает все.
Мировая экономика вознаграждает людей за то, что они могут сделать с тем, что они знают.
очень сильный акцент на творческом использовании знаний.”
Важность образования закладывается в юном возрасте – еще до начальной школы.
“Я думаю, что мы, дошкольные педагоги,
закладываем фундамент на долгие годы вперед,
– сказала Диана Онг,
директор Pat’s Schoolhouse Sembawang Country Club, дошкольного учреждения на севере Сингапура.
– Первые годы жизни ребенка очень важны, поэтому, когда ваш ребенок приобретает серьезную уверенность в себе,
он пронесет ее через все школьное обучение.
Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок был не только умным, но и уверенным?”
Шлейхер говорит, что это – часть культуры многих азиатских странах, когда родители в приоритет ставят образование своих детей.
“В Азии родители и дедушки с бабушками вкладывают свои последние ресурсы и деньги в … образование своих детей.
Это – своего рода вопрос приоритетов.
Вы можете наблюдать на всех уровнях государственной политики – образование всегда стоит на первом месте,
потому что оно – это будущее.”
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах