Его собрания охватывают период с середины XIX века до начала первой мировой войны.
Своеобразие музейных экспозиций в том, что они построены по принципу постмодернизма, т.е. здесь нет привычной «иерархии художественных ценностей», и рядом со знаменитыми художниками экспонируются «второстепенные» работы малоизвестных живописцев и скульпторов.
Зато перед посетителем разворачивается подробная панорама художественной жизни Франции на протяжении более полувека.
Напомню, что это был переломный период в истории не только французского, но и мирового искусства, и главные художественные события этого периода происходили во Франции.
Краткий экскурс в историю
Французская художественная жизнь во второй половине XIX века – это история противостояния традиционного искусства новаторскому, официальных канонов и догм и - творческому поиску художников, которые сами себя называли «независимыми».
В небольшой деревушке Барбизон близ Парижа группа художников (Добиньи, Тройон, Милле и др.) осваивает новый вид пейзажа – живопись на пленэре.
Они проложили дорогу художникам-импрессионистам, которые по-новому изображали на своих работах пейзажи Иль-де-Франса, Бретани и Нормандии.
Главными «героями» картин стали свет и воздух – это они заставляли вибрировать и играть разными оттенками краски на полотнах Мане, Писарро, Дега, Моне, Ренуара, Сислея.
В своих работах, часто похожих на незавершенный этюд, художники словно передают свое впечатление от увиденного. С легкой руки журналиста Леруа новое направление получило название «импрессионизм» - от французского слова «impression» («впечатление»).
Конечно, дело было не только в передаче «впечатлений». Импрессионисты самым решительным образом обновили сюжеты и технику живописи.
Современная жизнь предстала на их картинах во всем разнообразии – индустриальные пейзажи, катание на яхтах, скачки, сцены в кафе и на улице, шумная жизнь вокзалов, уличные балы, маклеры на бирже, толпа отдыхающих на пляже или в городском саду...
Всё это изображалось в непринужденной манере, красочно и ярко, с присущей живописи импрессионистов оптимистичной ноткой. Они любовались жизнь, природой, игрой света и воды.
Появились даже целые серии картин на один и тот же мотив – стога сена, или фасад собора, или кувшинки на воде.
Редко когда звучали в их картинах социальные мотивы, а портреты, как правило, были далеки от глубокой психологической характеристики.
Этих художников привлекало другое – праздничная, красочная сторона жизни, переданная специфическими средствами живописи, и главное внимание они уделяли передаче воздушной среды, игре света и теней, мимолетному состоянию природы.
В конце концов материальный мир настолько «растворился» в работах импрессионистов (например, в позднем творчество Клода Моне), что опять наступило время новых подходов и творческих открытий.
Этот период получил название «постимпрессионизм». Главные его представители - Поль Сезанн с его подчеркнутой материальностью мира, Гоген, экспериментировавший с экзотическими темами, художник неистовых красок Ван Гог, Жорж Сёра, использовавший в живописи научные достижения в области оптики, «таможенник» Руссо, отец примитивизма... В ту же самую эпоху появились такие художественные направления,
как символизм, реализм, ориентализм, модерн.
С уверенностью можно сказать, что вторая половина XIX века была одним из самых бурных периодов в истории искусства – периодом творческих экспериментов и разработки нового художественного языка, подготовившего появление в ХХ веке художественного авангарда, современной архитектуры и дизайна.
Знакомство с коллекциями музея Орсэ
Собрания музея распределены по трем этажам. На цокольном этаже выставлена скульптура 1840-1875 годов (центральная галерея) и живопись предшественников или современников импрессионистов (в боковых залах).
Работы импрессионистов и постимпрессионистов выставлены на самом верхнем этаже (с него я бы начал визит в музей, если у вас мало времени или если вас интересует только живопись импрессионистов и постимпрессионистов).
Наконец, на промежуточном этаже выставлена скульптура второй половины XIX и живопись символистов и натуралистов, а также образцы декоративного искусства той эпохи.
Далее следуют краткие сведения о работах, которые я рекомендую посмотреть в первую очередь.
Разумеется, каждый может внести изменения в этот список либо составить свой собственный маршрут.
Внимание! Статьи располагаются в порядке осмотра картин или скульптур в залах соответствующего этажа.
Поэтому возможно возвращение к творчеству уже упомянутого художника или скульптора.
Не исключено, что некоторых работ в момент вашего посещения музея не будет в экспозиции (отправлены на реставрацию или на временную выставку в другом музее).
В поэме Данте «Чистилище» упоминается Уголино делла Герардеска - политический авантюрист, глава гвельфской партии в Пизе.
В результате заговора, устроенного архиепископом Пизанским Руджери дельи Убальдини, Уголино был заточен в башню вместе с детьми. Обезумевший от голода Уголино пожирал трупы своих чад.
Скульптор Карпо изобразил графа-людоеда в момент, когда он оплакивает своих детей. Вот как об этом пишет Данте:
«...и я открыл,
Каков я сам, взглянув на эти лица, -
Себе я пальцы в муке укусил.
Им думалось, что это голод нудит
Меня кусать; и каждый, встав, просил:
«Отец, ешь нас, нам это легче будет...»
Эту статую Карпо изваял в конце своего пребывания на вилле Mедичи в Риме.
Когда молодой скульптор представил работу на конкурс парижской Академии художеств, она была встречена там весьма прохладно – ведь ее сюжет не был связан с античностью.
Но именно с этой работы началась блестящая карьера Жан-Батиста Карпо.
Добавлено: Ср Июн 09, 2010 9:59 am Заголовок сообщения:
Jean-François Millet (1814-1875)Gleaners, also called, The Gleaners1857
Pierre Puvis de Chavannes (1824-1898)
The Dream 1883
Ferdinand Hodler (1853-1918)
Der Holzfäller (The Woodcutter)1910
François-Désiré Froment-Meurice (1802-1855) with the collaboration of the architect Duban, the sculptors Feuchère and Geoffroy-Dechaume, the ornemanist Liénard, the enamellists Sollier, Grisée, Meyer-Heine
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах