Приходи с интересными идеями и находками
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаю посмотреть и поучаствовать. В любой теме
Парадигма адмирала Риковера

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> От прошлого - никуда не денешься
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 19127

СообщениеДобавлено: Ср Июл 14, 2010 12:48 pm    Заголовок сообщения: Парадигма адмирала Риковера Ответить с цитатой

Парадигма адмирала Риковера

http://www.atominfo.ru/news/air9712.htm



Ещё
http://www.vestnik.com/issues/2001/0619/win/shteynberg.htm



Те, кого жизнь загнала работать в зоне реактора
должны сверять с этими постулатами каждый свой шаг.
Меня, к сожалению, никто не учил.

Оглядываясь назад вижу многократные переступания через риски.
Ради..чего угодно.
(К дню рождения ЛионидаИльича, ек 7 ноября, к приезду на АЭС члена ..)

"Если нельзя, но очень хочется. То можно"
признак шизы стоящих у руля.

Могу перечислить с десяток "затёртых" инцидентов, предшествовавших Чернобылю

Тенденция заполнения вакуума полу-умными командирами, страха и истории не знающими - ничего хорошего не предвещает.

А посему я настаивал на воспитании оппонентов "Инициативным придуркам"
и приобретении ими своего опыта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 19127

СообщениеДобавлено: Пт Авг 06, 2010 6:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Марк ШТЕЙНБЕРГ (Нью-Йорк)

"ЕВРЕЙСКИЙ ФЛОТ" АМЕРИКИ



Подводная лодка класса "Огайо"

Из военного еженедельника "Navy News" я узнал, что на сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято называть "Jewish Fleet" - "Еврейский флот".


Причем, так говорят без тени иронии, а как бы просто констатируя факт. О том, что такое выражение вполне справедливо, немного ниже. Сначала нужно рассказать, что это такое атомный подводный флот Америки.

21 января 1954 года со стапелей Гротона сошла первая в мире субмарина с атомной энергоустановкой. Ее назвали "Наутилусом", видимо, в ознаменование сходства многих тактико-технических характеристик с подводной лодкой капитана Немо, созданной гением Жюль Верна.

Эти характеристики: неограниченная автономность и дальность плавания, возможность действовать без всплытия во много раз дольше, чем дизель-электрические подлодки.

Такие качества были подтверждены уже первым походом "Наутилуса", когда он под льдами Арктики добрался до Северного Полюса.

С тех пор Соединенные Штаты построили 182 атомные субмарины, все - на верфях Гротона и Ньюпорт-Ньюс. Но к началу текущего года из этой армады в боевом строю оставалась 80, еще 20 - в резерве. Остальные списаны.

Ибо срок службы их - 30 лет. За 47 лет американцы потеряли только две субмарины. 10 апреля 1963 года в Атлантике затонула новейшая "Трешер", унеся на глубину 2600 метров 192 члена экипажа. 22 мая 1968 года юго-западнее Азорских островов пошел на дно "Скорпион", имевший на борту торпеды с ядерными боезарядами.

Он лежит на глубине 3 600 м. Из 94 офицеров и матросов команды не спасся никто.

Но вот уже 33 года в американском подводном флоте таких катастроф не происходило.

Для сравнения: в советском и российском - их случилось девять и потери составили более 800 человек.

Американские подводные силы состоят из 8 эскадр, куда входят ударные стратегические ракетоносцы, многоцелевые и специальные субмарины.

Шесть многоцелевых эскадр насчитывают 56 единиц, принадлежащих к классам "Лос-Анджелес" и "Сивулф".

Они оснащены универсальными торпедными аппаратами, из которых можно выпускать не только торпеды, но и крылатые ракеты, мины с обычными и ядерными боезарядами, а также сверхмалые подводные лодки с диверсантами.

Стратегические подводные ракетоносцы считаются самым мощным, эффективным и живучим компонентом американского ракетно - ядерного потенциала.

По оперативному предназначению они входят в состав Объединенного Стратегического командования, которое возглавляет адмирал Ричард Мис, составляя морскую компоненту ядерной "триады" США.

Но организационно эти субмарины подчиняются командованию ВМС.

В настоящее время стратегических подводных ракетоносцев 18 - две эскадры.

Все они относятся к классу "Огайо", как называлась первая такая субмарина, сошедшая со стапеля в 1981 году. В Атлантической эскадре 10 субмарин, они базируются на порт Кингс-Бей (штат Джорджия), в Тихоокеанской - 8, база - порт Бангор (штат Вашингтон).

Лодки этого класса имеют длину 170 метров и подводное водоизмещение 20 тыс. тонн,

не уступая по этим параметрам и надводным крейсерам.

А уж боевая их мощь поистине чудовищна. Каждая стратегическая субмарина оснащена 24 ракетами подводного старта типа "Трайдент-2" с дальностью полета 8 400 км.

Ракета несет от 8 до 12 боеголовок индивидуального нацеливания мощностью от 100 до 475 килотонн.

Одним залпом "Огайо" может обрушить на неприятельскую страну до 300 боеголовок общей мощностью около 80 мегатонн (миллионов тонн) по тротиловому эквиваленту, что соответствует 5 тысячам "хиросимских" бомб.

Думается, мало найдется на нашей планете государств, способных восстать из радиоактивного пепла после одного лишь залпа такой подводной лодки.

А все 18 субмарин этого класса в одном залпе запускают 432 ракеты - примерно 4380 боеголовок, что составляет около 65 процентов ракетно-ядерного потенциала Соединенных Штатов Америки. Вот, коротко говоря, что из себя представляет атомный подводный флот нашей страны.


Адмирал Хайман Риковер.



Но почему же его называют "еврейским"? Да потому, что творцом самой идеи такого флота, создателем программы его постройки, фактическим руководителем этого строительства на протяжении более 35 лет был еврей. Его звали Хайман Джордж Риковер.

Конечно же, так его не могли назвать при рождении, потому что он увидел свет в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше. Хаим с 4 лет стал учиться в хедере. Его отец, не найдя достойной работы - а был он портным экстракласса, выпускником знаменитой портновской академии в Варшаве, - эмигрирует в 1905 году в Америку. В Нью-Йорке его талант оценили по достоинству, и уже через год он сумел выписать к себе жену Рахиль с двумя детьми. И в 1906 году на нью-йоркский берег ступил будущий "отец американского атомного подводного флота".

Вскоре семья перебралась в Чикаго, где Абрам стал модным портным, а его сын пошел учиться в среднюю школу. Впрочем, с 14 лет он сочетал с учебой работу по вечерам. По окончании школы отец потребовал, чтобы Хаим учился далее и стал врачом. Но того уже в те поры влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота.

Для поступления в нее требовалась рекомендация конгрессмена. Чикагский парламентарий Адольф Шабат, хорошо знавший семью Риковеров, такую рекомендацию дал, и в 1918 году Хаим стал кадетом в Аннаполисе. Впрочем, там его назвали Хайманом, и под этим именем он прожил всю свою долгую и славную жизнь. Риковер окончил академию в 1922 году по специальности корабельного инженера.

Служил вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного корабля. Вскоре был направлен в аспирантуру Аннаполиса, одновременно учился в Колумбийском университете, получил степень магистра.

Кстати, в этом университете Хайман познакомился с Рут Мастерс, ставшей его женой. Они прожили неразлучно до ее преждевременной кончины в 1972 году.

Через два года в жизнь адмирала Риковера вошла Элеонора Беркович, военный врач, капитан 3-го ранга,
которая и стала его подругой до последних дней.

Чтобы не было толков, она немедленно ушла в отставку. Наконец, для завершения рассказа о семейных делах адмирала, замечу, что обе его жены были еврейками, дочерьми российских эмигрантов.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин.

В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона.

В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей.

Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге "Риковер и атомный флот" виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет:

"В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода.

Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят".

Но он добился своей цели.

После "Наутилуса" Риковер представляет детальную программу развития атомного подводного кораблестроения. По его замыслу флот должен состоять из многоцелевых субмарин и стратегических ракетоносцев.

И Риковер не только планировал, но и настойчиво добивался принятия своих разработок. Именно благодаря ему американские кораблестроители сделали мощный рывок, и уже в 1960 году на первое боевое патрулирование
вышел атомный подводный крейсер "Джордж Вашингтон" с 16 ракетами типа "Поларис" на борту.

Они имели дальность полета более 2 тысяч км. и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении.

По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина "Лос-Анджелес". Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты "Томахок",
противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств.

Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера, стала подводная лодка "Огайо".

Прошло более 10 лет после ее ввода в строй, но и сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Не стоит, однако, думать, что Риковер шел по гладко накатанному пути. Ф.Дункан пишет:

"Риковер всю жизнь ощущал противодействие оппозиции и боролся с ней.

При том, что противниками его идей были в основном руководители Пентагона, его прямые начальники. Многие поражаются, насколько умело преодолевал Хайман препятствия на пути к цели, в каждом отдельном случае находя причину сопротивления его идее и методику ее преодоления. К примеру, министр обороны Р.Макнамара был категорически против строительства подлодок - носителей крылатых ракет.

И тогда Риковер, пренебрегая мнением министра, обратился прямо к Комитету по делам обороны Конгресса, что вообще категорически возбраняется. Однако Хайман пошел на это и победил".

Естественно, начальство решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло уволить его в отставку, так сказать - автоматически, как бесперспективного офицера.

Вдумайтесь - генератор прогрессивнейших идей - и бесперспективный тунеядец!

Но Риковер был не из тех, кто безвольно пойдет на заклание.
Он сумел немедленно довести этот замысел до Сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала.

Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением высшего флотского чина
- четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

Особо тесные связи были у адмирала с президентом Картером, который в своих воспоминаниях писал: "Адмирал Хайман Риковер был человеком, оказавшим влияние на мою судьбу не меньшее, чем мои родители.

Я всегда считался с его мнением и часто обращался за советами, даже не касавшимися непосредственно его компетенции".

В отставку адмирал ушел в 1982 году, прослужив на флоте 64 года, что является рекордом, пожалуй, не только для Америки. Вторым рекордом был его чин - четырехзвездного (полного) адмирала, который до Риковера не присваивался ни одному морскому инженеру.

Но, кроме президентов США, существовало и непосредственное флотское начальство, которое далеко не всегда понимало и признавало его колоссальный творческий потенциал.

Риковер хорошо знал это и находил опору в преданности своих подчиненных и абсолютном доверии Конгресса США. И еще - он опирался на поддержку общественности в лице американской свободной прессы, на суд которой не раз выносил свои проблемы.

Ф.Дункан пишет:
"Адмирал не стеснялся в своих интервью ссылаться на проявленный по отношению к нему антисемитизм со стороны флотского руководства.

И это был, пожалуй, единственный доступный ему эффективный способ борьбы с реальным антисемитизмом, мешавшем его работе.

Потому что таким образом Хайман доводил до сведения общественности каждый негативный эпизод. А их было немало. И когда он отыскивал выход из сложившейся ситуации, в Пентагоне находились высокие чины, говорившие с гадкой улыбкой, - "вывернулся-таки Хаим"!

Нелюбимый флотским начальством, он сделал для американского флота больше, чем кто бы то ни было из этих адмиралов".

Хайман Дж. Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки.

Он делал это жестко, бескомпромиссно, личным примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты.

Так что не зря военные моряки называют его творение "еврейским флотом Америки"!

В определенной мере справедливость этой оценки подтверждает и роль в строительстве подводного флота, особенно его ракетной компоненты, другого еврея,


полного адмирала Элмо Зумволта.

Пожалуй, он был единственным крупным флотоводцем, безоговорочно поддерживавшим идеи Риковера.


Он родился 29 ноября 1920 года в семье военного моряка, капитана 1 ранга Элмо Зумволта, и потому к его имени обычно добавляют "второй". Как и отец, он был весьма ревностным иудеем и сохранил верность религиозным традициям до последнего часа.

Адмирал Элмо Зумволт-второй.



В 1942 году Элмо Зумволт- второй окончил Академию в Аннаполисе и до конца войны сражался на Тихом океане в должности артиллерийского офицера на крейсере. Уже тогда выделялся он высокой ответственностью и природным тактическим чутьем. Это было замечено и Зумволт-второй сделал блестящую карьеру. Он командовал боевым кораблем, эскадрой, флотилией и военно-морскими силами США во время Вьетнамской войны. На его долю выпали самые сложные и трагические операции в период завершения боевых действий и вывода американских сил из Вьетнама. И Зумволт успешно справился со всеми непростыми задачами, за что дважды удостоен был одной из самых престижных боевых наград США - медали "За выдающиеся военные заслуги".

Контр-адмиралом Элмо стал в 1962 году, а через 8 лет был произведен в полные адмиралы. В июне 1970 года он был назначен руководителем военно-морских операций Пентагона и на этом ключевом посту служил до самой своей отставки в 1980 году. Именно в это время, обладая вполне солидным влиянием на принимаемые администрацией США стратегические решения, Зумволт обратил особенное внимание на рост советских военно-морских сил.

За сравнительно короткий срок в СССР были построены 245 атомных подлодок - на 45 больше, чем в США. В том числе - 60 подводных ракетоносцев, последние серии которых по характеристикам приближались к американским субмаринам.

Поэтому адмирал Зумволт-второй стал одним из самых активных сторонников идей Риковера, в первую очередь - его программы создания сверхмощных субмарин, оснащенных ракетами "Трайдент".

А их постройка обходилась в сотни миллионов долларов и встречала немалое противодействие в разных слоях американского эстиблешмента.

Элмо Зумволт авторитетно поддерживал программы создания этих ракет. Он обосновывал свои доказательства тем, что они могут быть запущены вдали от атакуемых целей, что позволяет расширить площадь акватории, где действуют ракетоносцы.

Тем самым повышалась их мобильность и неуязвимость. Выступления адмирала перед комитетами обеих палат Конгресса и в средствах массовой информации оказали большое влияние на положительное решение в постройке субмарин класса "Огайо" и МБР типа "Трайдент".

И сегодня, через 20 лет после тех событий, эти боевые системы остаются самыми грозными в составе стратегических сил нашей страны.

Адмирал Элмо Зумволт-второй ушел в отставку в 1980 году, прослужив на флоте более 40 лет.

Он поселился неподалеку от Балтимора и был ревностным и активным членом еврейской общины этого города. Адмирал скончался 2 января 2000 года и похоронен не в Арлингтоне, как и положено по его статусу, а на еврейском кладбище Балтимора.

Такова была последняя воля четырехзвездного адмирала Элмо Зумволта-второго. На траурном обряде в балтиморской синагоге присутствовал президент США Билл Клинтон.

А память о двух четырехзвездных адмиралах - Риковере и Зумволте - закреплена в бытующем у военных моряков названии подводного флота Америки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 19127

СообщениеДобавлено: Вс Май 06, 2012 9:50 am    Заголовок сообщения: Парадигма адмирала Риковера Ответить с цитатой



Парадигма адмирала Риковера

Адмирал Хайман Риковер (Hyman George Rickover) - культовая фигура для американской атомной отрасли. Мы представляем читателям материал, подготовленный на основе доклада Роджера Стеле (Roger W. Staehle) "Парадигма Риковера для безопасности и надёжности ядерной энергии",
прочитанного на международной конференции по парогенераторам в Торонто (Канада) в декабре 2009 года.

Адмирал Риковер




Основные достижения адмирала Риковера включают в себя следующее:

за семь лет, с 1948 по 1955 годы, создал американскую атомную подводную лодку;
всего построил 237 ядерных судов;
ни разу не сталкивался с ядерной аварией;
подготовил, образовал и оценил по достоинству несколько тысяч человек, пришедших в атомную отрасль на должности управленцев, проектантов, производителей и операторов;
дал возможность американскому подводному флоту успешно действовать под арктическими льдами;
создал реакторные зоны, чей срок жизни совпадал со сроком жизни лодки.

У студентов Аннаполиса есть примета - если потереть нос у бюста Риковера, то можно надеяться получить хорошую оценку на экзамене. Эту примету, пожалуй, было бы неплохо перенять и сегодняшним конструкторам и операторам.

Начало биографии

Будущий четырёхзвездный адмирал флота США родился 27 января 1900 года в еврейском местечке Макув-Мазовецки к северу от Варшавы. В 1905 году вместе с родителями Хаим эмигрировал в Америку, где в бедняцком квартале Чикаго получил новое имя Хайман.

В 1922 году после окончания военно-морской академии Риковер начал службу младшим офицером на эсминце "Ла Валетта" (DD-315) и продолжил её на линкоре "Невада" (BB-36). Следующим шагом в его карьере стало получение диплома магистра по электротехнике в университете Колумбии. Начиная с 1929 года, в его судьбе появился подводный флот - пока в виде лодок S-9 и S-48.

Риковер и его команда пересекают экватор на лодке S-48

Рождение "Наутилуса"



В марте 1939 года американский физик Росс Ганн (Ross Gunn) обратился с письмом к командованию ВМФ США, в котором предложил использовать атомную энергию в двигателях подводных лодок. В 1942 году Энрико Ферми получает СЦР. Спустя 12 лет к американскому флоту присоединится АПЛ "Наутилус". На лодке стоял реактор S2W - водо-водяной реактор под давлением, сконструированный инженерами компании "Westinghouse".

Появлению "Наутилуса" предшествовала целая цепочка событий. 26 марта 1946 года лаборатория в Окридже призвала флот и промышленность присылать людей для обучения реакторным технологиям. В июне 1946 года на годичный курс был зачислен атомный стажёр Риковер. Спустя полгода после окончания учёбы Риковер добился утверждения у адмирала Нимица первой редакции списка основных требований к будущим атомным подводным кораблям.

В январе 1949 года Риковер предлагает начать в США выпуск трубок из циркония для будущих транспортных реакторов. Комиссия по атомной энергии (AEC) страны возражает, полагая цирконий слишком экзотическим материалом. Но успешные испытания в Советском Союзе атомной бомбы подталкивают события.

20 января 1950 года корабельное бюро США требует от военно-морского командования включить строительство АПЛ в планы на 1952 год. 8 августа 1950 года президент Трумен даёт своё добро на программу, поставив в качестве даты спуска первой лодки на воду 1955 год.

Группа Риковера у макета "Наутилуса"

"Наутилус" существует только в макете, но Риковер уже думает о его первой команде. Начиная с августа 1951 года в ВМФ США проводится тщательный отбор будущих офицеров-подводников, причём каждый из кандидатов-финалистов в обязательном порядке встречается с Риковером.

В июле 1952 года Соединённые Штаты объявляют о проекте по созданию атомных авианосцев. На самом деле, компания "Westinghouse" начала работать в этом направлении по заказу AEC в сентябре 1951 года.

Декабрь 1952 года приносит Риковеру крупное разочарование. Полной неудачей окончились испытания управляющих стержней, сделанных из кадмия. Отныне все усилия военно-морских атомщиков будут брошены на гафний. В этом же месяце корабельное бюро постановило не распылять силы и не браться за атомный авианосец до тех пор, пока не будет построена первая АПЛ.

В июле 1953 года Риковер стал контр-адмиралом. Нельзя сказать, что это обрадовало многих военно-морских боссов. "Джентльмены, мы способны разбивать русских каждую среду до обеда, но что нам делать с Риковером?", - надпись, вложенная в уста высших морских чинов на карикатуре от "Сан-Франсиско Кроникл", как нельзя лучше демонстрирует умение свежеиспеченного адмирала ставить в тупик своё начальство.

Вместе с адмиральскими звёздами, на Риковера свалились и новые обязанности. Ему поручают заняться конверсией военных технологий для гражданских нужд. В штате Пенсивальния он курирует проект строительства АЭС "Шиппингпорт" (Shippingport).

Реактор станции имеет мощность 60 МВт(эл.), парогенераторы стоят горизонтально, в стержнях СУЗ используется гафний, а оболочки твэлов сделаны из некогда признанного экзотическим сплава циркалой-2. Первая в США коммерческая АЭС приступит к работе 26 мая 1958 года. Её разработчики помнят о необходимости замкнуть топливный цикл - "Шиппингпорт" считается головным блоком по программе водо-водяных корпусных бридеров.

30 сентября 1954 года АПЛ "Наутилус" был спущен на воду. 30 декабря 1954 года его реактор впервые был выведен на критику.17 января 1955 года лодка вышла в первое плавание. Первая перегрузка реактора состоялась в апреле 1957 года, а в следующем году лодка совершила беспримерный по тем временам переход от Гавайских островов в Англию через Северный полюс.

Хайман Риковер оставался в рядах ВМФ США почти до самой смерти. 19 января 1982 года он вышел в отставку полным адмиралом и скончался 8 июля 1986 года.

Парадигма Риковера

В своей работе над судовыми реакторами и атомными субмаринами адмирал Риковер сформулировал настоящий катехизис атомного инженера-лодочника из 11 пунктов.

Не позволяй радиоактивности проникать внутрь подводной лодки!
Не позволяй радиоактивности выходить в окружающую среду!
Добивайся абсолютной надёжности при единственном реакторе!
Обеспечь длительное существование лодки под водой без выхода радиоактивных загрязнений на поверхность!
Добивайся высоких скоростей под водой!
Активная зона должна существовать столько же, сколько составляет срок службы лодки.
Предусмотри другие потребности лодки, кроме движения.
Лодка эксплуатируется моряками, проектируется и строится людьми.
Сохрани целостность реактора при получении лодкой боевых повреждений!
Обеспечь возможность инспекций оборудования!

Риковер до конца жизни считал, что атомная энергия чрезвычайно опасна, и не скрывал своих убеждений.

"Я не верю в то, что атомная энергия имеет смысл, если она производит радиацию. Вы можете спросить меня - так почему же я занимался атомными судами? Потому что они - необходимое зло. Я бы утопил их всех. Я не горжусь тем, что я сделал. Но я сделал это, потому что они были необходимы для безопасности этой страны", - заявил адмирал Риковер в 1982 году, выступая в конгрессе США.

Но атомная энергия может работать надёжно и безопасно, если за неё отвечают высококвалифицированные и компетентные люди, инженеры-атомщики. Об этом говорится в шести тезисах адмирала Риковера.

Атомная энергия опасна.
Атомная энергия обладает огромными возможностями для улучшения жизни людей.
Атомная энергия может использоваться безопасно и надёжно.
Единственный путь к безопасному и надёжному применению атомной энергии - полная приверженность тех инженеров, кто проектирует, конструирует и использует её, к высочайшему уровню внимания к деталям технического совершенства.
Инженеры обязаны знать всё обо всём.
Атомная энергия - область для предельно компетентных технарей, но не для регуляторов, человеческих факторов и адвокатов.

В заключение стоит напомнить основные принципы адмирала Риковера, сформулированные им для работ по атомной программе.

Технические принципы

Круг вопросов, связанных с технологией, экономикой и графиком работ, должен быть ясно очерчен, и решаться они должны по раздельности друг от друга.
Ни цена, ни сроки не имеют права служить обоснованием для принятия небезопасных или некорректных технических решений.
Необходимо обязательно проводить анализы тенденций, чтобы определять слабые места до того, как проявятся серьёзные проблемы.
В экспериментальные данные следует верить вплоть до того, пока не будет доказано, что они неверны.
Оборудование и системы должны быть спроектированы и испытаны во всём диапазоне предполагаемых или требуемых статических и динамических параметров.
Существующие проекты прошли проверку анализом, испытаниями и опытом работ. Следовательно, предложения для любого малого изменения должны быть тщательно рассмотрены с целью показать, что они не ставят под сомнение технологический базис существующего проекта.
Системы следует проектировать так, чтобы минимизировать последствия ошибок, с применением принципов резервирования и возможности отсекания отдельных узлов.
Проектные предельные параметры должны учитывать возможные неопределённости, вытекающие из расчётов, ошибок при производстве и не предсказанных действий в ходе эксплуатации.

Организационные принципы

Для управления сложными программами необходимо иметь сильную центральную техническую организацию.
Как внутри организаций, так и при общении между ними обязательно создание чётко определённых и формализованных линий коммуникаций, в том числе, для определения и фиксирования особых мнений. Если спорный момент не был разрешён, обладатели особого мнения обязаны проинформировать о нём вышестоящий орган управления.
Проблемы должны точно и без промедления докладываться наверх. Следует отделять факты от мнений.
Для каждого узла, процедуры, испытания или мероприятия должно быть известно - кто конкретно за него отвечает.
Рекомендации для подрядчиков должны быть технически независимыми, а не просто представлять собой, что, по мнению подрядчика, хочет заказчик.
Сложные технологии требуют для себя сильного и независимого контроля качества.

Организационные принципы

Сила любой технической организации заключается в том, что она делает, а не в том, что она говорит.
Каждый из нас обязан бороться с соблазном мириться с проблемами.
Безопасность - это не абстрактная концепция. Она вытекает из каждого аспекта технической работы и является фундаментальной ответственностью каждого участвующего в работах человека.

Так говорил адмирал Риковер

"Опыт, накопленный человечеством, показывает, что дело делают люди, а не организации или менеджерские системы… Поэтому подчинённым нужно предоставлять как можно раньше власть и ответственность… По мере того, как они растут, им нужно постоянно добавлять объёмы работ, так чтобы никто не мог никогда сделать всю свою работу… Дайте людям свободу искать себе дополнительные занятия и большую ответственность".

"Сложные работы не могут быть выполнены совместителями. Людей нужно оставлять на много лет… Министерство обороны США не понимает нужды в непрерывности работ… поощряет отсутствие опыта и безответственность".

"Каждый менеджер несёт персональную ответственность не только за обнаружение проблемы, но и за её решение… До тех пор, пока вы не можете назвать персонально ответственного за ошибку, вы не можете сказать, что кто-то на самом деле несёт ответственность… Человек, стоящий во главе, должен уделять внимание деталям".

"Ни одна система управления не будет работать без труда людей… Менеджер, не готовый работать много, не сможет ожидать от людей хорошей работы".

"Я считаю вредным то представление, которое часто навязывается теми, кто учит менеджеров - вы сможете управлять любой работой, используя какие-то определённые волшебные системы менеджмента".

Он построил 237 атомных судов. Он не знал больших неудач. Он принёс атомную энергию в море. К носу его бюста притрагиваются студенты, идущие на экзамен и молящие о хорошей оценке. Может быть, всем предприятиям атомной отрасли стоило бы выписать по копии "счастливого бюста" адмирала. Но ещё вернее их будет ждать удача, если они вернутся к принципам и тезисам Хаймана Риковера.

ИСТОЧНИК: По материалам доклада Роджера Стеле "Парадигма Риковера для безопасности и надёжности ядерной энергии".
Сокращённый перевод и адаптация - AtomInfo.Ru.

ДАТА: 31.03.2010
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> От прошлого - никуда не денешься Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Жизнь должна быть разумней


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS