Яша Хе́йфец (полное имя Ио́сиф Ру́вимович Хе́йфец,
20 января (2 февраля) 1901, Вильно — 10 декабря 1987, Лос-Анджелес) — американский скрипач еврейского происхождения
Начал учиться игре на скрипке в трёхлетнем возрасте и вскоре прослыл вундеркиндом.
В семилетнем возрасте впервые принял участие в публичном концерте, где исполнил Концерт Феликса Мендельсона-Бертольди
Jascha Heifez
В восьмилетнем возрасти юный скрипач Яша Хейфец исполнил профессору Петербуржской академии Леопольду Ауэру
Аллегро из Скрипичного концерта Глазунова.
Учитель остался недоволен игрой ученика.
На критические замечания учителя, мальчик в коротких штанишках заметил:
«У вас хороший вкус. Я боялся, что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это Аллегро».
Уже при жизни стал легендой, его называли императором скрипки.
Крупнейший немецкий скрипач Карл Флеш писал о Хейфеце:
«Он, бесспорно, представляет собой вершину современного развития нашего искусства.
Прежде всего достойна удивления его постоянная, ничем не скованная техническая оснащенность. Ему не нужно «разыгрываться».
Пальцы и смычок действуют безотказно, словно машина, которая нажатием кнопки сразу же начинает работать во всю мощь.
Тон Хейфеца благороден и чарующе красив, техническое мастерство не имеет изъянов...
1920 г
Граммофонные записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так что слава о нем надолго переживет его...».
Хейфец был лучшим учеником петербургского скрипача Леопольда Ауэра, для которого писали Чайковский и Глазунов и который создал русскую скрипичную школу, ставшую в XX веке самой авторитетной в мире.
Судьба Хейфеца сложилась фантастически благополучно.
Родившись в городе Вильно в семье бедного скрипача, он, будучи трех лет от роду, получил от отца в подарок маленькую скрипку.
Феноменальные способности у ребенка обнаружились сразу; уже в шесть лет Хейфец сыграл концерт Мендельсона.
Сам Глазунов, директор Петербургской консерватории, выхлопотал у царя специальное разрешение, позволившее семье поселиться в столице, чтобы мальчик мог учиться у Ауэра.
В 1912 году Хейфец с триумфом исполнил в Берлине концерт Чайковского, а в 1917 году,
подписав контракт, эмигрировал в Америку.
27 октября 1917 года Хейфец дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле, после чего его безоговорочно признали «скрипачом номер один».
Его образ жизни образцово соответствовал статусу звезды. Голливудские съемочные группы просто фиксировали,
как Хейфец ухаживает за розами на своей вилле, играет в теннис, водит автомобиль и занимается, используя для гамм и этюдов специально предназначенную для этого «простую» скрипку, а для концертного репертуара
- два бесценных инструмента работы Страдивари и Гварнери дель Джезу.
В 1939 году в Голливуде был снят художественный фильм They Shall Have Music («Им нужна музыка»), где скрипач сыграл самого себя - легендарного Хейфеца, чей приезд спасает от закрытия музыкальную школу и решает судьбу героев.
В титрах так и написано: в роли Хейфеца - Яша Хейфец. К услугам музыканта были лучшие оркестры, дирижеры и пианисты, которых он выбирал, устраивая строгие конкурсы.
Концертмейстера Брукса Смита, с которым Хейфец работал с 1954 года до своего последнего концерта в 1972 году, скрипач выбрал, прослушав 75 пианистов.
Хейфец одним из первых в мире получал доступ к технологическим открытиям в области звукозаписи, которая в тридцатые годы стоила невероятно дорого.
Он первым осуществил уникальный для своей эпохи трюк:
записал по отдельности обе партии концерта Баха для двух скрипок, которые затем были объединены.
А когда появилась возможность записывать большие куски музыки, Хейфец выбрал не шлягер, а 5-й концерт Моцарта.
Иначе говоря, подчеркнул, что намерен утвердиться перед широкой публикой как серьезный музыкант.
Имидж и амплуа звезды порой парадоксальным образом мешали современной Хейфецу публике считать его не только блестящим виртуозом, но и интересным интерпретатором.
Об этом еще в 1934 году писал авторитетный советский педагог Израиль Ямпольский в рецензии на выступления артиста в России:
«Видеть в Хейфеце лишь только виртуоза - значит не видеть главного.
Скрипач, о широте творческих устремлений которого говорит предельное совершенство исполнения таких полярно противоположных по своей музыкальной природе произведений, как, например, концерты Вьетана и Брамса, не может быть причислен к разряду только блестящих скрипачей-виртуозов...
Хейфеца надо уметь слушать». Хейфец модернизировал школу Ауэра, практически создав свое направление.
Кроме того, благодаря сотрудничеству Хейфеца с ведущими американскими композиторами
- Корнгольдом, Кастельнуово-Тедеско, Росой, Грюнбергом, Ваксманом и другими
- в ХХ веке значительно расширился скрипичный репертуар.
Гастроли 1934 года остались единственным визитом Хейфеца на родину после его отъезда в Америку.
За 17 дней в Москве и Петербурге музыкант дал 13 концертов, мастер-класс,
встретился в Московской консерватории со студентами.
После концертов Хейфеца провожали до гостиницы восторженные толпы, всякий раз перекрывавшие движение по Большой Никитской.
В эти же дни музыкант встретился с оставшимися в России родственниками, которые передали ему хранившуюся все это время его первую маленькую скрипку.
Хейфец оставил огромную дискографию.
В его исполнении запечатлен практически весь классический скрипичный репертуар и множество сочинений ХХ века, причем в разных трактовках
- от детских и юношеских до зрелых.
Эти записи впечатляют сильнее самых пышных панегириков. Богатство интерпретаторских идей и разнообразие направлений мысли, намеченных скрипачом, позволяют в каждой его записи бесконечно открывать что-то новое.
Когда в классе знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра появился новый ученик - Яша Хейфец, он был совсем еще малыш в костюме с короткими штанишками.
Однако на своей маленькой детской скрипке мальчик принялся весьма уверенно играть концерт Глазунова, посвященный Ауэру.
Профессор был в ту пору уже немолод. Закрыв глаза, он сидел в кресле и, казалось, дремал... Играя, мальчик поглядывал на своего будущего профессора и, стараясь привлечь его внимание, сыграл одно аллегро весьма вяло и остановился... Ауэр нехотя открыл глаза.
- Я сейчас сыграл аллегро, - сообщил мальчик. - Я слышал, - ответил профессор.
- А вам понравилось? - Не знаю, - ответил Ауэр. - А как нужно, чтобы понравилось?
Ауэр взял в руки детскую скрипку и заиграл ту же музыку с неподражаемым артистизмом и вдохновением.
Закончив концерт, он устало сказал: - Вот так. - Поздравляю вас! - сказал юный скрипач. - У вас хороший вкус. А я-то боялся, что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это аллегро...
Ведь, откровенно говоря, я сыграл его очень плохо.
После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому артисту:
- На этом свете не может быть ничего совершенного.
Ваша игра очень опасна, она может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного смертного...
Яша Хейфец решил воспользоваться тем, что он едет в купе поезда один, вынул из футляра скрипку и стал упражняться.
Проходивший до коридору проводник отворил дверь купе и строго заявил:
- Вы можете себе играть, мне это не мешает, но не вздумайте заниматься собиранием милостыни в поезде - это запрещено законом!
- О, не беспокойтесь, любезный,- ответил Хейфец.
- Я всего лишь готовлюсь к сбору милостыни... в самом большом концертном зале Нью-Йорка
Цитата:
[b]Во время Второй мировой войны часто выступал перед солдатами на фронте,
чтобы поднять их боевой дух.
В 1953 во время гастролей в Израиль Хейфец исполнил музыку Рихарда Вагнера,
после чего на него было совершено покушение и он был ранен в правую руку (
Вагнер был под негласным запретом в Израиле, потому, что открыто стоял на позициях антисемитизма в культуре и музыке, его статьи и его музыка ассоциировалась с фашистским режимом).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах