Приходи с интересными идеями и находками (без спама)
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаем посмотреть и поучаствовать. Всех, кому любопытно всё
12 лет назад, 12 авг 2000 г. 108 метров:Погибла АПЛ «Курск«

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> От прошлого - никуда не денешься
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 21661

СообщениеДобавлено: Пн Авг 13, 2012 7:21 pm    Заголовок сообщения: 12 лет назад, 12 авг 2000 г. 108 метров:Погибла АПЛ «Курск« Ответить с цитатой

Source URL: http://nnm.ru/blogs/XmasX/108-metrov-apl-kursk/#cut



108 метров: АПЛ «Курск».



«Версии катастрофы АПРК «Курск»



Двенадцать лет назад, 12 августа 2000 года произошла одна из самых страшных катастроф в российской истории. На дно Баренцева моря ушла атомная подводная лодка «Курск».

Подводный ракетоносец затонул на глубине 108 метров.

Все 118 человек, находившихся на борту корабля, погибли. За тем, как пытались спасти экипаж лодки, а затем поднять ее со дна моря, следила вся страна.

При этом вся Россия обсуждала различные версии катастрофы, подвергала их сомнению.

Спустя 12 лет после трагедии вопрос о том, отчего все-таки погибла АПЛ «Курск» все еще вызывает живой интерес у многих россиян.

Многие просто не верят официально версии, согласно которой причиной гибели лодки стал взрыв дальноходной торпеды 65-76А «Кит»...




— Что случилось с подводной лодкой Курск?
— Она утонула )))
Из интервью президента России В. В. Путина Лари Кингу.




Подводная лодка «Курск» была образцовой. По итогам проведенных за 1999 год соревнований АПРК К-141 «Курск» была признана лучшей в 7-й дивизии.

Пять боевых частей подводного крейсера – «отличные», 23% членов экипажа – мастера военного дела, оставшиеся 77% подводников специалисты 1-го и 2-го классов. Еще до трагедии в Баренцевом море капитан подводной лодки Геннадий Лячин был представлен к званию Героя России.






В августе-октябре 1999 года АПРК «Курск» приняла участие в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, выполнив перед этим на оценку «отлично» стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

Поход подводной лодки в Средиземное море осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В. А., который так охарактеризовал действия подводников: «Командиру АПРК «Курск» полностью удалось реализовать наш замысел.
Он провел корабль незаметно через Гибралтар в Средиземное море, это был не прорыв, а песня!».




В Средиземном море подводная лодка «Курск» вела наблюдение за группировкой 6-го флота США, которая включала в свой состав авианосец «Теодор Рузвельт», самолеты с которого принимали участие в бомбардировках Югославии в 1999 году.


За время совершения своего средиземноморского похода «Курск» провел 5 условных атак по реальным целям. По итогам данного похода 72 члена экипажа лодки были представлены к различным правительственным наградам.

Внезапное появление российской подводной лодки, которая классифицируется как «убийца авианосцев», вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам АПРК «Курск» были привлечены противолодочные силы всех государств средиземноморского бассейна, входящих в блок НАТО.


Несмотря на это К-141 исчезла из Средиземного моря так же внезапно, как и появилась, нанеся при этом сокрушительный удар по американскому самолюбию.

После данного инцидента ряд начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, были лишены занимаемых должностей.

10 августа 2000 года подводная лодка К-141 «Курск» вышла в море для участия в трехдневных плановых учениях, этот поход стал для российского атомохода последним. По плану учений 12 августа в 9:40 «Курск» должен был начать подготовку, а в период с 11:40 до 13:40 провести учебную атаку авианесущей группы кораблей.


Последние записи в бортовом журнале лодки были оставлены в 11:15 минут 12 августа. В этот же день в районе 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали 2 толчка, сила которых составляла 1,5 балла по шкале Рихтера (с учетом удаления от эпицентра, это было эквивалентно взрыву 100 кг. тротила) и 3,5 балла (эквивалент 1-2 тоннам тротила).


Данные толчки произошли с интервалом в 2 минуты в море на расстоянии около 175 км. от Северодвинска. В этот же день подводная лодка «Курск» не вышла на связь и в 11-м часу вечера по флоту была объявлены тревога.




Официальной версией катастрофы является взрыв торпеды 65-76А «Кит». Отчет о катастрофе был опубликован в 2002 году генеральным прокурором России Устиновым. Согласно отчету в 11 часов 28 минут 26 секунд по мск. времени в торпедном аппарате №4 произошел взрыв торпеды «Кит».

Причиной взрыва была признана утечка компонентов топлива торпеды, конкретно – пероксида водорода. Через 2 минуты пожар, который вспыхнул в 1 отсеке, привел к детонации находившихся здесь торпед.

Второй взрыв был такой силы, что разрушил несколько отсеков лодки. При этом торпеды на пероксиде водорода не применяются в большинстве флотов мира на протяжении уже более 50 лет именно из-за соображений надежности и безопасности. Торпеды модели 65-76 «Кит» были созданы еще в 1976 году.

Они являются более дешевыми по сравнению с торпедами, оснащенными серебряно-цинковыми аккумуляторами. После проведенного расследования о гибели «Курска», торпеды на пероксиде водорода, которые пытались вернуть на флот в целях экономии, были сняты с вооружения окончательно.


По официальной версии первый взрыв вызвал в первом отсеке лодки сильный пожар, ударная волна от взрыва прошла во второй отсек.

В результате второго взрыва переборка между 1 и 2 отсеком лодки (22 шпангоут) была срезана и, двигаясь, как поршень, сминала на своем пути все 22-мм настилы, оборудование лодки, вварыши в прочный корпус.

После подъема лодки было установлено, что переборка первого/второго отсека находилась на месте переборки второго/третьего отсеков (43 шпангоут).

Остановить вторую ударную волну смогла лишь переборка отсека 5-бис. Переборку выгнуло дугой, но она парировала удар.

В ходе проведенного расследования было установлено, что на лодке была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», которая должна была записывать переговоры экипажа по громкой связи, соответствующий ее включению тумблер находился в выключенном положении. Согласно регламенту во время подготовки учебной атаки, данная аппаратура должна была быть включена.

Помимо этого было установлено, что на АПРК «Курск» не была включена сигнализация аварийного буя и в течение нескольких лет была отключена система аварийного выброса антенны. С самого аварийного буя не было снято заводское крепежное устройство, которое просто не позволило бую всплыть на поверхность.


Капитан атомной подводной лодки "Курск" Геннадий Лячин.


Достаточно близка к официальной версия вице-адмирала Рязанцева, который входил в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств гибели атомной подводной лодки «Курск».

По его версии первый взрыв так называемой «толстой» торпеды произошел из-за ее заправки необезжиренным воздухом высокого давления, которую экипаж лодки выполнил 11 августа 2000 года, пользуясь неправильными инструкциями.

До 12 августа заправленный в торпеду воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как торпеда находилась в стеллаже, запирающий клапан был закрыт, а на воздушном канале находились предохранительные устройства.

Неконтролируемая реакция перекиси водорода, которая и привела к взрыву, произошла после того, как торпеда была загружена в торпедный аппарат.

К сожалению, для экипажа «Курска», все лодки данного класса имеют один конструктивный недостаток.

Для предотвращения в 1-м отсеке избыточного повышения давления при залповой стрельбе торпедами захлопки системы общесудовой вентиляции во время стрельбы остаются открытыми.

Таким образом, после взрыва торпеды 65-76А ударная волна попадает во 2-й командный отсек лодки и весь состав данного отсека получает серьезнейшую контузию, выбывая из строя.


По версии Рязанцева, второй взрыв на лодке связан не с пожаром, а с тем, что АПРК «Курск» с заполненным водой 1-м отсеком на скорости в 3 узла с дифферентом на нос в 40-42 градуса сталкивается на глубине 108 метров с грунтом.

В этот момент боевые торпеды, снаряженные взрывателями и находящиеся в аппаратах №1, 3, 5 и 6, мнутся и взрываются.




«Неофициальные версии»

Если же говорить о неофициальных версиях, то можно выделить четыре наиболее распространенных, две из которых связаны с участием в инциденте американских подлодок.

В ходе расследования причин катастрофы рассматривался вариант столкновения подлодки с миной времен Второй мировой войны, который в итоге был признан несостоятельным. Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ класса «Курск», отметали такую версию изначально.





Также в интернете получила распространение версия о том, что «Курск» был потоплен в результате попадания в него ракеты с одного из кораблей, принимавших участие в учениях.

Автором данной версии является бывший капитан первого ранга Александр Лесков. По его словам, подводная лодка класса «Курск» по физическим причинам (длина лодки больше максимальной глубины моря под ней) не могла находиться под водой в заданном районе.

По его мнению, лодка была поражена выпущенной с одного из кораблей противокорабельной ракетой, находясь на поверхности. При этом большинство офицеров-подводников называет данную версию полным бредом.

В то же время нарушения в ходе организации учений имели место. Район действия АПРК «Курск» включал в себя часть полигона боевой подготовки Северного флота, который не была предназначен для совместной отработки боевых задача противолодочными боевыми кораблями и атомными подводными лодками.

Помимо этого выполнение задачи, которая стояла перед «Курском», в этом районе было существенно затруднено его мелководностью.

В месте своего затопления лодка не могла выполнять все тактические приемы атаки, действуя против кораблей противолодочной ударной группы и боевой группы кораблей, а именно маневрировать по глубине при поиске и атаке надводных кораблей, а также вести разведку, уклоняться после атаки надводных судов, развивать скорость более 12 узлов.





Наряду с этим в ходе официального расследования было установлено, что 12 августа было днем стрельб подводных лодок, ни один из надводных кораблей Северного флота, участвующий в учениях, стрельб и пусков ракет не производил.

К тому же было установлено, что лодка в момент трагедии находилась под водой и шла на перископной глубине.

На затопленном «Курске» были подняты выдвижные устройства: перископ, антенна станции наблюдения и опознавания, антенны связи, то есть тот комплект оборудования, которое используется при движении под водой.





Наиболее обсуждаемыми стали версии с участием американских субмарин. Сразу после катастрофы ряд официальных лиц и адмиралов утверждали, что «Курск» мог быть торпедирован американской подводной лодкой.


Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял по этой версии документальный фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде», который был показан 7 января 2005 года.

В нем утверждается, что причиной гибели АПРК «Курск» стала торпедная атака американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно версии, озвученной в фильме, в момент выстрел новой торпеды «Шквал» за «Курском» вели наблюдение 2-е американские подлодки: «Толедо» и «Мемфис».





В фильме предполагается, что «Толедо» шла в непосредственной близости от «Курска» и могла столкнуться с ним (видеозапись лежащего на грунте «Курска» демонстрирует длинные разрывы на его корпусе).

После этого, чтобы предупредить возможный залп «Курска» по «Толедо», находящийся на удалении «Мемфис» произвел по «Курску» выстрел торпедой Mk-48. Режиссер фильма Карре утверждает, что президент Путин преднамеренно скрыл правду о случившемся с лодкой, для того чтобы резко не ухудшать отношений с США и опасаясь возможного военного конфликта.

Еще по одной версии никакой торпедной атаки не было, но причиной первого взрыва могла стать иностранная субмарина, протаранившая «Курск» в районе торпедных аппаратов.

По мнению капитана первого ранга Михаила Волженского, скользящий удар горизонтальных рулей подводной лодки мог привести к серьезной деформации торпедных аппаратов «Курска».

Трагедия «Курска» показала: флот нуждается в модернизации

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> От прошлого - никуда не денешься Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Любознательность - это наша отличительная черта.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS