Различные творческие таланты человека, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны,
а также творческий процесс создания идей и различных продуктов – это и есть креативность.
Креативные способности даны всем от рождения, но под действием многих факторов они постепенно притупляются. Одни ученые доказывали, что способности человека к творчеству возникли с течением времени и развивались благодаря множеству изменений в культуре и демографии. Другие считали, что креативность появилась внезапно, вследствие генетической мутации мозга человека многие тысячи лет назад.
По сути, креативность – это восприимчивость к новым идеям, а не только критичное отношение к чему-то новому со стороны существующего опыта.
Креативность изначально рассматривали как некую функцию интеллекта и, соответственно, уровень интеллекта приравнивался к уровню креативности. Вследствие чего, было выявлено, что чем выше уровень интеллекта, тем ниже у человека развиты креативные способности.
Сегодня креативность рассматривают как функцию цельной личности, и зависит она от общего комплекса всевозможных характеристик. Поэтому, главное в изучении креативности, это выявить те личностные качества, благодаря которым она проявляется.
Креативность, включающая в себя особую восприимчивость к проблемам и к нехватке или противоречивости информации, бывает образной и вербальной.
Кроме того, выделяют особые критерии креативных способностей:
гибкость ума
беглость – количество идей создаваемых за единицу времени
оригинальность – способность к созданию необычных идей, сильно отличающихся от общепринятых норм
метафоричность – возможность творить в необычном направлении, умение увидеть в обычном нечто необыкновенное и наоборот, способности к ассоциативному символичному мышлению
восприимчивость – готовность мгновенно переходить от одной идее к другой, чувствительность к неопределенностям, противоречиям и необычным деталям.
Для того чтобы оценить креативные способности творческих людей и проанализировать результативность их деятельности, прибегают к различным тестам или опросникам с целым списком определенных ситуаций, форм поведения, чувств, интересов.
Такие анкеты адресованы не только самим испытуемым, но также и их окружению.
Исследователями отмечено, что наличие у ребенка высоких показателей креативности вовсе не дают гарантию, что в будущем у него точно будут хорошие творческие достижения, а всего лишь показывают, что у такого ребенка есть наибольшая вероятность их проявления, но только в том случае, если он сможет получить необходимую мотивацию и творческие навыки.
Можно отметить несколько важных условий, которые стимулируют развитие креативных способностей:
пусть будет открытость или незавершенность вместо жестких правил и строгого контроля
любые вопросы необходимо разрешать и даже поощрять
создавать побуждение к независимости и ответственности
акцентировать внимание на собственных чувствах, наблюдениях, обобщениях, разработках
И наоборот, креативные способности могут замедлить свое развитие, если применять следующие условия:
постоянное избегание рисковых ситуаций
желание получить успех любыми путями, не смотря ни на что
жесткие шаблоны поведения и мышления
стремление быть неким признанным или необходимым стандартом
поклонение, каким либо кумирам, авторитетам
неодобрение собственной фантазии, воображения, исследования
Последний раз редактировалось: Jurgen (Вт Июн 11, 2013 12:21 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах