Приходи с интересными идеями и находками
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаю посмотреть и поучаствовать. В любой теме
Охота на самолеты-разведчики U-2.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Тайное становится явным. Псы войны. Шпионаж, Разведка, Гос. тероризм
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18847

СообщениеДобавлено: Вс Окт 12, 2014 2:44 pm    Заголовок сообщения: Охота на самолеты-разведчики U-2. Ответить с цитатой

Source URL: http://gorod.tomsk.ru/index-1258976311.php

САМОЛЕТ-ШПИОН U-2 НАД ТОМСКОМ - ОПЕРАЦИЯ BIRCH WOODS (ЧАСТЬ 1)

21 августа 1957 г. в небе над Томском прошел разведывательный полет американского самолета-шпиона U-2,

который поставил точку в операции американской разведки по вскрытию отечественной атомной промышленности за Уралом.

Странно, но мы не смогли обнаружить освещения этой интересной страницы истории противостояния двух ядерных держав в отечественных источниках. Приоткрыть завесу тайны нам помог сайт ЦРУ...

В рамках программы ЦРУ США по открытию документов имеющих историческое значение в 1996 г. был опубликован отчет бывшего сотрудника ЦРУ Генри Левенгаупта о подготовке и проведении операции "Березовые леса"

по вскрытию с помощью самолетов-шпионов объектов и масштабов советской ядерной программы в Сибири и в Северо-восточном Казахстане.

По решению директора ЦРУ Аллена Даллеса в 1957 г. проводилась беспрецедентная операция по проведению секретных полетов самолетов-разведчиков U-2 на Семипалатинск (ядерный полигон), Красноярск и Томск (заводы атомной программы)

с целью выяснения точного местоположения объектов атомной промышленности, понимания масштабов производства и степени готовности.

Особый приоритет был отдан секретному атомному городу, который уже тогда был известен на Западе как "Почтовый ящик" рядом с Томском.

Сейчас мы знаем, что когда-то город-спутник Томска
Северск назывался и "Пятый почтовый" (ящик) и "Томск-7".
Были и другие названия.


Надо отметить, что до конца 1950-х годов на Западе весьма слабо себе представляли масштабы атомного строительства в СССР - в основе атомной промышленности лежали в основном отечественные технологии
и самостоятельно разработанные техпроцессы (правды ради - не без помощи внешней разведки ГРУ, но тем не менее).

Следовательно проведение аналогий американскими аналитиками между соответствующей собственной промышленностью и предполагаемыми объемами производства в СССР носили весьма и весьма приблизительный и совершенно неточный характер.

Соответствующие области СССР были закрыты для посещения иностранцами и получить сведения и тем более фотоматериалы было совершенно нереально.

В качестве основного источника информации приходилось довольствоваться возвращавшимися домой из советского плена немцами, солдатами-перебежчиками и случайными иммигрантами.

В то же время получение точной информации об объемах и состоянии атомного производства было жизненно необходимо ЦРУ.

Но полетам предшествовали несколько месяцев скурпулезной работы по их подготовке - т.к. изначально они даже не знали куда именно надо лететь и что же именно фотографировать.

27 мая 1957 г. на межведомственном совещании американской разведке были поставлены три основных цели, которые вычислили их аналитики - Томск, Красноярск и Семипалатинск.

Попутно были обозначены второстепенные цели - ракетный полигон Тюра-Там (будущий Байконур), авиазаводы в Омске и Новосибирске, а так же новые промышленные предприятия Кузбасса.

По этим объектам так же у ЦРУ было крайне мало информации. Именно эти цели и легли в основу плана будущих разведывательных полетов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18847

СообщениеДобавлено: Вс Окт 12, 2014 2:59 pm    Заголовок сообщения: U-2 фоторазведка Ответить с цитатой

URL: http://gorod.tomsk.ru/index-1258997437.php

САМОЛЕТ-ШПИОН U-2 НАД ТОМСКОМ - ОПЕРАЦИЯ BIRCH WOODS (ЧАСТЬ 2)

... Итак - три основные цели американской воздушной разведывательной операции Birch Woods - Томск, Красноярск и Семипалатинск.


Средство проведения воздушной разведки - легендарный самолет U-2 конструктора Кларенса Джонсона (того самоего который участвовал в создании П-38 "Лайтнинг", Ф-80 "Шутинг Стар", Ф-104 "Старфайтер", Ф-117 "Найтхок", СР-71 "Блэбёрд"

и других не менее известных самолетов).

U-2 создавался официально по программе подготовки НАСА к исследованиям атмосферы - т.е. как сугубо гражданский дозвуковой высотный самолет.

Вторым и совершенно секретным назначением U-2 была фоторазведка. Полеты над Казахстаном и Сибирью
планировалось совершать с авиационных баз в Иране с последующим возвратом.

Позже, когда проводилась операция по вскрытию диспозиции космодрома Байконур, полигона систем противоракетной обороны Сары-Шаган и уральской промышленности, полеты совершались с вылетом из Ирана и посадкой в Норвегии.

Один из таких полетов закончился 1 мая 1960 г. тем, что самолет-шпион был сбит зенитной ракетой под Свердловском, летчик Пауэрс попал в плен и позже был обменян на нашего разведчика Абеля.

Вернемся к подготовке операции Birch Woods:

Семипалатинск.

По состоянию на начало 1957 г. в США знали о проведении атомных испытаний по пробам воздуха и по наблюдениям сейсмических станций.

По данным крупнейших пяти советских ядерных взрывов было сделано предположение, что ядерный полигон находится в степях в 120 км к западу от Семипалатинска - примерно на одной трети по прямой до Караганды.

Предварительно удалось обозначить район разведки лишь весьма приблизительно.

Попутно через опросы вернувшихся из плена немцев и по информации одной выехавшей за рубеж семьи (которую позже поселили в Бразилии) были установлены примерные места добычи урана в Средней Азии
- возник интерес в их попутном изучении при разведывательных полетах.

Красноярск.
По агентурным сведениям в США было известно, что в Томске, Красноярске и Новосибирске - в общем, где-то тут в Сибири - находилось крупное атомное производство.

Так как более подробных данных не было, то оценить масштабы его было сложно.

Наблюдение агентурой и легальными наблюдателями (дипломатами) было крайне затруднено:
с 1948 г. въезд иностранцев в Красноярск был ограничен административно.

В США лишь знали, что в 60 км к северу от Красноярска ведется какое-то крупное строительство связанное с атомной промышленностью и добычей полезных ископаемых.

Так в начале 1951 г. перебежчик с псевдонимом "Икар" сообщил, что в тот район поступало много составов горного оборудования и что там ведется строительство подземного атомного завода.

Так же он сообщил о переводе туда части оборудования с добывающих уран предприятий в Восточной Германии.

Кроме того, в 1952 г. из официальной советской географии исчезло несколько поселков и населенных пунктов в отпределенном районе к северу от Красноярска.

В ЦРУ решили, что под Красноярском идет добыча урана.

Позже из советского плена начали возвращаться немцы - несмотря на всю секретность часть из них работала на строительстве атомных объектов в городе, который назывался "Комсомольском-на-Енисее".

В завершение, в самом начале 1957 г. были получены первые фотоснимки этого района с аэростата оснащенного фотоаппаратурой, который был запущен с Алеутских островов

(их было много, но туда куда надо и вообще долетали не все).

На снимках в ЦРУ увидели строительство нового города, складов и заводов как-то связанных с горнодобывающей промышленностью.

Возникла потребность получить фотографии более высокого разрешения для того чтобы понять что же именно там строится.

Новосибирск. О существовании завода по производству металлического урана на северо-восточной окраине Новосибирска впервые так же сообщил перебежчик "Икар".

В 1956 г. немецкие ученые, которые работали в Электростали (под Москвой, доктор Николаус Риль и другие) над исследованиями металлического урана, подтвердили информацию "Икара".


В 1952 и 1954 годах было проведено несколько фотосессий с Транссибирской железной дороги американскими дипломатами.

В итоге, после сличения старых и новых фотографий было сделано предположение, что производство металлического урана скрывается на месте бывшего "Автопредприятия им.Сталина" с некоторым смещением в сторону.

Т.к. рядом находился авиационный завод, то так была определена второстепенная цель полетов U-2
- восточная и северо-восточная окраины Новосибирска - требовались фотоснимки более высокого качества.

Томск - цель №1.
Информации по атомному предприятию в Томске почти не было и это вызывало серьезную обеспокоенность и военных и ЦРУ.

При этом Томск находился на пределе дальности полета разведчиков U-2 и возможности долго находиться в районе Томска и искать нужный объект у американцев не было.

Так же 15 января 1952 г. Томск, Новосибирск, Омск и некоторые другие города стали закрытыми для посещений иностранцами, что исключало поступление любой полулегальной информации.

Кроме всего прочего Томск находится достаточно далеко от Транссибирской железнодорожной магистрали, что, в свою очередь, исключало и фотонаблюдение из проезжающих поездов (метод опробованный в Новосибирске и не только).

По Томску было лишь несколько разрозненных сообщений, которые позволяли говорить о том, что рядом с Томском что-то строится и это что-то связано с атомным производством.

В итоге в ЦРУ было всего три доклада от эммигрировавших на историческую родину этнических немцев, пленных и результаты анализа меховой шапки:

История раз - переселившийся на родину немец сообщил, что в 1955 г. он работал на строительстве нового города,
который местные жители называли "Атомск".

Он сообщил так же о строительстве подземных сооружений и подземного завода под названием "Колонна", расположеного на северо-восток от железнодорожной станции Томск-2.

История два
- другой вернувшийся в Германию этнический немец в беседе с сотрудником британской службы контрразведки сообщил, что от местных жителей он слышал о секретном предприятии, которое изготавливает начинку для атомного оружия

и которое известно в Томске как "почтовый ящик".

На станции Томск-2 он видел большое двухэтажное здание на котором была вывеска "Информационное бюро, отдел кадров. Почтовый ящик".

Он сообщил о двух площадках этого предприятия - к востоку и к северо-востоку от Томска.

Так же этот эммигрант однажды посещал своего друга в Психбольнице на северо-востоке Томска - в 5-6 км от промышленного объекта с тремя большими трубами.

На объект уходила железная дорога по которой шли составы с материалами и оборудованием.

Данные этого источника были поставлены под сомнение, так как британский следователь отмечал крайнюю несобранность и возможные психические отклонения источника.

История три
- рассказана военнопленным, который в 1949 г. работал портным на заводе рядом с деревней Белобородово в 12 км к северу от Томска.

Эта история показалась аналитикам ЦРУ наиболее убедительной. Бывший пленный сообщил, что в апреле-мае 1949 г. примерно 12000 заключенных приступили к работам в закрытой зоне между Белобородово и Иглаково

(сейчас деревни Иглаково нет, Белобородово - окраина Северска - хотя на советских картах 1979-1991 г.г. Северска нет вообще, а Белобородово присутствует).

Портной был мастером своего дела и у него шили форму офицеры. Одним из клиентов портного был генерал - военный строитель, который приехал в апреле 1949 г. руководить строительством.

Источник отмечал, что службы охраны объекта и военные строители практически не контактировали между собой, а генерал-строитель не раз говорил портному, что строящийся объект будет атомной электростанцией.

История с шапкой
- наконец летом 1956 г. о
офицер ЦРУ Джон Р.Крейг от одного из немцев-переселенцев, который переехал на Запад из Томска, получил меховую шапку.

Анализы проведенные в лаборабориях ЦРУ показали, что в шапке содержится 50 миллиардных частей обогащенного изотопа Уран-235.

Было сделано предположение о том, что в Томске занимаются обогащением урана.

В качестве альтернативы аналитики определили производство боевых частей для ядерных боезарядов - но это считалось менее вероятным т.к.
в случае обогащения урана шапка могла получить мельчайшие частицы пыли, а в случае производства боеголовок такое казалось крайне маловероятным.

Руководитель разведывательной операции Генри Левенгаупт в итоге в качестве цели выбрал показания портного и поставил задачу искать завод по обогащению урана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 18847

СообщениеДобавлено: Вс Окт 12, 2014 3:08 pm    Заголовок сообщения: Су-9, воздушный СМЕРШ против U-2 Ответить с цитатой

URL: http://svpressa.ru/post/article/100562/

Су-9, воздушный СМЕРШ

Советский ответ американскому самолету-разведчику U-2

Тема: День в истории

10 октября 1957 года совершил первый полет истребитель-перехватчик Су-9.

Он стал рекордсменом и по высоте, и по скорости полета. Рекордные показатели потребовали от пилотов длительного освоения машины, которая более 20 лет находилась на страже государства.

Неуловимый шпион

Разговор об актуальности и своевременности создания истребителя-перехватчика Су-9 необходимо начать с рассказа об американском самолете-разведчике U-2 компании Lockheed.
Разработка «американца» началась вскоре после начала холодной войны. Он должен был стать одним из главных поставщиков разведывательной информации, совершая длительные полеты над наиболее интересными с точки зрения военной инфраструктуры районами СССР. Летать, не встречая реальной угрозы быть сбитым силами ПВО.

Соответственно, при создании самолета наивысшим приоритетом были наделены такие параметры как высота полета, дальность и наличие фиксирующей и регистрирующей аппаратуры с высоким разрешением.
Конструкторы с блеском решили поставленную перед ними задачу, сделав самолет уникальным по аэродинамике и по рекордно низкому расходованию топлива.

В полете он способен длительное время лететь с выключенным двигателем в режиме планера.

Для облегчения веса и оптимальной компоновки регистрирующей аппаратуры пришлось использовать эксцентричные конструкторские приемы.

Например, из-за сильно удлиненного носа и пребывания пилота в скафандре при взлете из кабины не видна ВВП. И пилот ориентируется на сопровождающую его автомашину.


На снимке: истребитель-бомбардировщик Су-9/ Фото: Олега Пороховникова / ТАСС

При посадке также требуется высокая подготовка пилота, поскольку в U-2 использованы шасси велосипедного типа. При пробеге по ВПП необходимо, работая закрылками, поддерживать равновесие. При снижении скорости до определенного предела самолет заваливается на крыло, которое заканчивается титановой тормозной лыжей.
В результате получился самолет с потолком в 21300 метров и дальностью 5600 километров. Продолжительность полета без ПТБ – шесть с половиной часов.

Свой первый разведывательный полет U-2 совершил в июне 1956 года. И с тех пор стал большой головной болью для советского руководства, раскрывая местонахождение важнейших военно-промышленных объектов. Именно в результате глубокого полета U-2 американской разведке стало известно о расположении космодрома «Байконур». Также он зафиксировал наличие на Кубе советских ракет.


Сражение с лишним весом

ОКБ Сухого было поручено в кратчайшие сроки создать высотный перехватчик, который был бы способен обнаруживать и уничтожать U-2. От него требовалось совершать полеты на высоте, превышающей 20 тыс. метров, и при этом иметь рекордную скорость.




Второе требование предполагало использование мощного двигателя, что утяжелило бы машину и снизило ее потолок. С этой проблемой удалось частично справиться, получив от заказчика разрешение на снятие второстепенных систем.

Для того чтобы снизить вес самолета до необходимого уровня, необходимо было оснастить его авионикой нового типа, более легкой и компактной.

Особых вариантов не было. Так, например, РЛС для самолетов выпускало НИИ-17 МАП. Но они конструкторов высотного перехватчика не устраивали. И тогда было решено использовать РЛС для крылатых ракет ЦД-30, которая подходила и по своим радиолокационным характеристикам, и по габаритам, и по весу.

После того, как 10 октября 1957 года Су-9 совершил первый полет, его судьба неоднократно пересматривалась, а сам он подвергался модернизации и доводке.

В апреле 1958 года вышло постановление Совета министров СССР, в котором предписывалось создание на базе Су-9 комплекса перехвата.

В него предполагалось включить наземную систему наведения и управления «Воздух-1» и Су-9, вооруженный управляемыми ракетами «воздух-воздух». Эта система перехвата была первой в Советском Союзе.

На снимке: самолет-разведчик U-2/ Фото: ТАСС/ EPA

Такое решение значительно увеличивало боевые возможности истребителя. «Воздух-1» представлял собой сеть наземных РЛС, данные от которых поступали в центр наведения.

Аналоговая ЭВМ вычисляла координаты цели и, соотнеся их с положением самолета-перехватчика, выдавала на борт информацию о необходимых для успешного перехвата курсе и скорости Су-9. Су-9 приблизившись к цели на расстояние до 8 км, захватывал ее своей РЛС.

Одним из испытателей Су-9 во взаимодействии с наземной системой наведения был военный пилот, участник Великой Отечественной войны, и будущий космонавт Георгий Тимофеевич Береговой.


При испытаниях Су-9 и пилотам, и конструкторам довелось столкнуться с такими режимами полета и работы систем самолета, с которыми никто в стране пока не сталкивался.

Поскольку машина была самой высотной (20000 м) и самой скоростной (2250 км/ч). Запуск ракет на максимальной скорости требовал от пилотов громадного мастерства.

Работа воздухозаборника на форсажных режимах была отлажена методом проб и ошибок, когда приходилось работать на грани помпажа. При полетной обкатке Су-9 в связи с работой на неведомых прежде высотах приходилось обкатывать еще и первый гермошлем ГШ-4, который создавал массу неудобств.

Асимметричный ответ американскому шпиону
Высотным перехватчиком, столь актуальным для ПВО страны, начали вооружать части в 1959 году. Всего до 1962 года было произведено более 1100 самолетов. При этом ни один Су-9 не был продан заграницу.

Принятие этой машины на вооружение шло весьма непросто. Во-первых, при прекрасных летных качествах эта машина имела значительные особенности в управлении.

От прочих реактивных истребителей Су-9 отличался стремительным набором скорости, что создавало проблемы относительно своевременного, на скорости до 600 км/ч, убирания шасси при взлете.

У него было непривычно большое возрастание тангажа на больших высотах.

В связи с особенностями работы двигателя существовал большой набор правил, которые надо было выполнять неукоснительно при перехвате цели.

Причем для каждой цели (в зависимости от ее скорости) и на различных высотах эти правила были различными.

Громадная проблема у «свежих» пилотов возникала при посадке истребителя. Резкое перемещение рычага управления двигателя приводило к стремительному падению тяги со всеми вытекающими печальными последствиями.


Помимо проблемы с переучиванием пилотов существовала и другая проблема: самолет, массово внедряемый в частях, был не доведен до ума. Уже в частях происходила замена узлов, претерпевших необходимую доработку. Поэтому на заводе-изготовителе были сформированы бригады, которые перемещались между полками ПВО, занимаясь устранением неполадок и установкой на самолетах новых узлов.

К концу 1963 года ситуация нормализовалась. И пилоты освоили новую машину, и сама машина перестала преподносить неприятные сюрпризы.

Что же касается главной задачи, которая возлагалась на Су-9, то о ней в 60-е годы благополучно забыли. Был только один случай встречи советского высотного перехватчика с американским разведчиком U-2.

Произошло это 1 мая 1960 года. Летчик Игорь Ментюков, перегоняя истребитель с завода и не имея по этой причине вооружения, решил совершить таран на высоте 20000 м.

Решение героическое, требовавшее не только мужества, но и недюжинного здоровья, поскольку пилот был без гермокостюма.

Однако маневр, к счастью для близких Ментюкова, не удался из-за ошибки оператора наземного наведения и неисправности бортовой РЛС. В 1960 году, как было сказано выше, такого рода неисправности были чуть ли не в порядке вещей.


А с тем самолетом-разведчиком, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс, впоследствии отсидевший пару лет во Владимирском централе, разобрались при помощи зенитного ракетного комплекса С-75 «Двина».

Впоследствии именно этот комплекс сбил несколько U-2.

Несмотря на заданное в ЛТХ самолета значение максимальной высоты, пилотами-испытателями оно было существенно превышено.

На Су-9 в начале 60-х был установлен мировой рекорд высоты – 28857 м. А также абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета – 21270 м.

Был установлен и мировой рекорд скорости на 500-километровом замкнутом маршруте – 2337 км/ч.

На вооружении в частях ПВО страны Су-9 находился до 1981 года.
ЛТХ Су-9
Длина – 18 м
Высота – 4,82 м
Размах треугольного крыла – 8,54 м
Площадь крыла – 34 кв.м
Угол стреловидности – 60 градусов
Масса пустого – 7675 кг
Нормальная взлетная масса – 11442 кг
Силовая установка – 1хТРДФ АЛ-7Ф-1
Тяга двигателя – 1х6800 кгс
Тяга на форсаже – 1х9600 кгс
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч
Практическая дальность – 1350 км
Дальность с ПТБ – 1800 км
Практический потолок – 20000 м
Скороподъемность – 200 м/с
Вооружение – 6 УР «воздух-воздух» РС-2УС или К-55 на 6 точках подвеса.

На снимке: всепогодный истребитель-перехватчик Су-9/ Фото: Виталий Арутюнов/ РИА Новости
Читайте далее: http://svpressa.ru/post/article/100562/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Тайное становится явным. Псы войны. Шпионаж, Разведка, Гос. тероризм Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Жизнь должна быть разумней


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS