Приходи с интересными идеями и находками (без спама)
Список форумов 2-й Храм-на Скале

2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора

Обо всём на свете, кроме того, к чему не прикасаемся
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Открытый портал интересного и требующего осмысления. Приглашаем посмотреть и поучаствовать. Всех, кому любопытно всё
Учитель Михаил Эпштейн: "Слабое оправдание – не мы их у

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей?
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurgen
ArhiTektor

   

Зарегистрирован: 22.11.2008
Сообщения: 21661

СообщениеДобавлено: Сб Июн 06, 2015 11:37 am    Заголовок сообщения: Учитель Михаил Эпштейн: "Слабое оправдание – не мы их у Ответить с цитатой


URL http://novayagazeta.spb.ru/articles/9733/


Учитель Михаил Эпштейн (25 лет в профессии): "Слабое оправдание – не мы их учили…"

4 июня 2015 13:06

Директор школы просит прощения у друзей и коллег за действия своего ученика – уникальное явление в современном обществе.
Но винит прежде всего себя





"Дело в том, что тот самый сотрудник прокуратуры, который пришел в Центр развития некоммерческих организаций
и способствовал присвоению ему статуса "иностранного агента", – выпускник моей школы Куницкий Макар Петрович,

– пишет в своем открытом письме в Facebook Михаил Эпштейн,
директор частного учебного заведения "Эпишкола".


– Многие говорят, что конкретный исполнитель не виноват.
Мол, понятно, что это заказ системы, а он только исполнил то, что его попросило сделать начальство.

Но. Я не считаю правильным все списывать на систему.
Всегда находятся конкретные исполнители.

Помните, как у Е. Шварца в пьесе "Дракон": "Меня так учили"…
Всех учили.
Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?"

Вечная тема:
кто несет ответственность за поступки

– только сам человек или доля ответственности лежит на его родителях, учителях?
Об этом корреспондент "Новой" говорит с Михаилом Эпштейном.

– Ваша реплика в фейсбуке о выпускнике вашей школы, попавшем в нравственно сложную ситуацию в связи с необходимостью исполнять закон об "иностранных агентах",
– не сиюминутная реакция, это результат жизненного опыта. Но ведь нечто подобное творится уже не первый год, почему сейчас вы так остро отреагировали?


– Достало. Хотя, конечно, поводом был шок от того, что моих любимых друзей закрывает мой выпускник.

Но это и результат размышлений о том, что происходит в стране, что с этим делать, как помочь нашим детям пережить наступающие трудные времена, сохранив самоуважение и человеческое достоинство.

– Но ваш выпускник не совершил ничего незаконного!

– Конечно, в этом-то и дело!
Но принимаемые в последнее время в стране законы приводят к противостоянию хороших людей…
И тут вдруг оказывается, что в это противостояние втянуты близкие вам люди…

– Почему вы считаете, что ответственны за гражданскую позицию учеников?

– Для педагога это, наверное, естественная реакция.
Да, учителя – не боги, но, на мой взгляд, доля нашей вины есть
– мало уделяли внимания гражданскому воспитанию,
нравственным коллизиям, возникающим в сложных социально-политических ситуациях.

Мы, взрослые, не смогли предугадать, что в стране все так обернется. Что проблемы выбора между совестью и карьерой, которые стояли крайне остро в 30-е годы и позже перед нашими родителями и дедами, встанут и перед нашими детьми.

Об этом их надо было как-то предупредить!
Не снимаю ответственность с нашего выпускника – он взрослый человек.

Но мы десять лет участвовали в его гражданском становлении и мы тоже за его поступки отвечаем!

Видимо, недоработали.
Другой вопрос – что делать теперь? Как нам менять жизнь школы, понимая, что с проблемами такого выбора наши ребята будут сталкиваться все чаще?

Мой текст в соцсетях был в первую очередь обращен к коллегам, часть которых считает, что нам надо обсуждать случившееся с разных позиций, с ребятами в том числе.

Это продолжение нашего давнего педагогического спора
– школа учит только физике и математике
или школа учит гражданственности?

У нашего выпускника положение непростое, выбор небольшой – либо соблюдать закон,
либо – если он понимал, что соблюдая этот закон, он приносит несчастье другим, – уходить из системы.

Это неслабая развилка, в которой человек оказывается из-за того, что творят наши власти.

– Вы со своим учеником разговаривали?

– Я написал ему письмо, он не ответил.
Знаю, что еще несколько человек с ним пытаются связаться по телефону, по почте – пока безответно.

Написал примерно то же, что и в фейсбуке: признал, что мы недоработали как педагоги.

И высказал мнение, что, на мой взгляд, он должен сделать какой-то выбор, потому что все, похоже, катится к тому, что это будет не последнее его дело и в конце концов он с коллегами-прокурорами может скоро прийти в школу, где работает его мама, в ту, где он сам учился…

– Никогда не слышала, чтобы педагогическая общественность брала на себя ответственность за то, что Чикатило такой вырос,
что Ежов или Берия такое творили, – а ведь у них у всех учителя были…


– Слабое оправдание – не мы их учи- ли… А этого парня воспитывали мы, и нам за него отвечать, простите!

И думать, что делать дальше… Для большинства в обществе и для многих моих коллег эти законы еще мало что значат, многие педагоги и не знают, что такое некоммерческая организация.

А для меня и нашей школы – это понятно и больно, потому что я живу этим делом уже почти 25 лет.

– Даже самого порядочного человека обстоятельства жизни, работы иногда ставят в такое положение, что он – вольно или невольно – переходит черту…

– Понятно, никто из нас не кремень, никого не хочу осуждать.

Говорю о себе в первую очередь – я знаю, я чувствую, что с выпуском, где учился этот молодой человек,
с его поколением мы не договорили про это.

Не акцентировали специально внимание школьников на истории 30-х годов,
на тех личностных коллизиях, которые у людей тогда возникали.

Чтобы ребята прочувствовали проблемы и противоречия того времени, а не просто прочитали параграф и получили оценку.

Не догадывался я десять лет назад, что эти времена так быстро начнут возвращаться…
Близорук, значит, был.

ЦИТАТА

Александр Адамский, учитель:
"Михаил Эпштейн написал пронзительный, тонкий, очень совестливый и точный текст.

Не только об ответственности учителя, в целом – о смысле учительства и учительствования.

То, о чем пишет Михаил Маркович, и есть, на мой взгляд, педагогика.

Ее смысл. И цель.
Болтовня о размытости внешнего (государственного, общественного) целеполагания, ориентиров, заказа – это оправдание отсутствия внутреннего нравственного учительского ориентира,

выученная беспомощность, как теперь говорят.

Трагедия в том, что такие тексты появляются в тяжелые моменты, в очень драматические, даже страшные ситуации.

И остаются в истории.
И я очень надеюсь, что многие в подобных случаях вспомнят своих учителей и остановятся.
В последний момент".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 2-й Храм-на Скале"Aml Pages"- редактора -> Чему и Как учить. К чему подготовнить детей? Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Любознательность - это наша отличительная черта.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS