Издание Defense News сообщает, что компания
Northrop Grumman,
которая продолжает доработку новейшего американского истребителя пятого поколения F-35,
наряду с этим проектом в настоящий момент обдумывает проект истребителя шестого поколения.
Путь истребителя пятого поколения, который прошли американцы, сейчас претворяют в жизнь Россия и Китай
Руководитель аэрокосмическим сектором компании Northrop Grumman Том Вайс на этой неделе рассказал о своем видении нового истребителя дальнего радиуса действия.
По его мнению, это должен быть
беспилотный истребитель, вооруженный лазерным оружием,
с продвинутой кибер-защитой, который должен быть создан для защиты от новых угроз
где-то в районе 2030 года.
Эта новость пересекается с началом работ Пентагона
о разработке требований к истребителю шестого поколения, который должен сменить через 15-20 лет истребители F-22 и F/A-18 ВВС США.
Сейчас американцы продумывают комплекс технологических требований, которые будут предъявлены к такому боевому самолету.
Специалисты Northrop Grumman обращают в первую очередь
внимание на защиту истребителя от кибер-угроз, которые они считают основной угрозой в условиях военных действий нового времени.
Во-вторых, они пытаются найти правильный баланс между скоростью и дальностью полета,
которая будет у перспективного истребителя шестого поколения.
«Скорость и дальность полета – это антагонисты.
Например, дозвуковые самолеты имеют большую дальность полета, чем сверхзвуковые машины.
Еще рано говорить, но в новой машине, возможно, удастся совместить эти две характеристики воедино»,
— надеется вице президент Northrop Grumman по научным технологиям Крис Эрнандес.
Важным вопросом также является тот факт, будет ли истребитель шестого поколения управляться пилотом или нет
– по мнению Эрнандеса,
неважно, где будет сидеть оператор, в кокпите истребителя или в центре управления.
Кроме того, истребители-дроны
могут сочетаться с самолетами, управляемыми пилотами, например, в контексте боевой группы, где командир на своем самолете будет управлять эскадрильей дронов.
Специалисты Northrop Grumman отмечают, что
компьютер не может заменить человеческий мозг,
но, вместе с тем, компания разрабатывает такое программное обеспечение, благодаря которому бортовая система сможет не только принимать и исполнять команды,
но и в некоторых случаях делать самостоятельные решения.
Причем, такая технология, по словам Эрнандеса, может быть не готова ко времени создания истребителя шестого поколения, но в создаваемой платформе будет оставлена возможность для ее реализации.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин
отмечает, что перспектива истребителя шестого поколения находится под очень большим вопросом и
дело здесь не в тех футуристических технологиях, которые решили заложить в этот проект специалисты компании Northrop Grumman.
«Любая технология в начале кажется фантастикой, а потом она в конце концов может быть и реализована.
Вопрос – за сколько лет и за сколько денег, а так нет каких-либо препятствий для реализации предложенных Northrop Grumman решений.
Вопрос только в том, будут ли они с военной точки зрения эффективны», — полагает Храмчихин.
В этом плане, по словам Храмчихина, для начала нужно понять, насколько вообще правильна сама концепция истребителя пятого поколения,
потому что, на самом деле, это очень сложный и неоднозначный вопрос,
на который никто не может дать четкого и определенного ответа, поскольку мнения здесь разнятся.
«Некоторые особенности концепции истребителя пятого поколения крайне сомнительны
и очень может быть, что это вообще тупиковая ветвь развития военной авиации.
Это можно будет понять в перспективе ближайших лет, поскольку путь, который прошли американцы, сейчас претворяют в жизнь Россия и Китай», — резюмирует Храмчихин.
По мнению Храмчихина, для начала надо дать ответ по перспективам пятого поколения,
а потом уже формулировать требования к такой непонятной на сегодня теме как истребитель шестого поколения.
Рассуждения Northrop Grumman, конечно, нельзя назвать ненаучной фантастикой,
но любой военный проект формируется под реальные боевые требования, а в этом случае американская компания придумала красивый концепт, куда впихнула очень много чрезвычайно дорогих технологий.
Это, впрочем, неудивительно, поскольку для компании это скорее маркетинговый, а не военный проект.
Northrop Grumman и рады будут все это сделать, но никто им этого не даст.
Ситуация с F-22, где соотношение стоимость/эффективность очень печальна американцев многому научило.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах