Сергей Капица: Как Россию превращают в страну дураков
Слова из заголовка были сказаны Сергеем Петровичем еще в 2009 году,
в одном из интервью газете АИФ.
Тема духовной, культурной и нравственной деградации поколений в России была ему особенно близка.
Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы, советский и российский учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица для большинства из нас не нуждается в представлении.
Но вернемся к словам Сергея Петровича, сказанные им в 2009 году, ведь они оказались пророческими.
На дворе 2016 год, и поколение современной молодежи по-прежнему все меньше читает русскую классику,
уже не так разборчиво пишет, чернила, ручки, книги сменились гаджетами и мобильными приложениями.
Поколение мобильных и самоуверенных, информированных и псевдопрогрессирующих людей,
с головой ушедших в оцифрованный мир, с легкостью подменивший настоящий, где нет места чувствам и эмоциям.
Сергей Петрович неоднократно делился своими мыслями о современном поколении,
а также нередко объяснял разницу между поколениями.
Мы собрали самые важные, на наш взгляд, выдержки из интервью великого мыслителя Сергея Петровича Капицы и попробуем понять, изменилось ли что-то с 2009 по 2016 год?
Предыстория:
В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили.
А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки»
и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ,
35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ!
А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие.
Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь,
если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу?
По этому поводу в 2009 году газета АИФ взяла небольшое, но развернутое интервью у профессора С. П. Капицы.
Вот выдержки из этого интервью:
«Россию превращают в страну дураков»
«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов.
Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу.
И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства.
Но будущего у этой страны нет!
Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства.
Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел.
Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться.
И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением.
Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось.
А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.
Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях!
Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»
Зачем человеку читать?
«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать.
Опять-таки приведу пример:
организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам.
Но обезьяны не читают, а человек читает книги.
Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны.
А разум основан на обмене информацией и языке.
И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция:
люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох,
передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение.
Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения.
Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.
Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем.
Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том.
А что останется после нынешнего поколения?
Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»
Роль ЕГЭ в образовании
«Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения.
Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет.
Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека,
уровень его культуры, степень развития сознания.
А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника.
Он построен лишь на знании или незнании фактов.
Но факты далеко не всё!
Впадает ли Волга в Каспийское море?
Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы.
Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море,
география Земли была другой.
И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.»
Чувства вместо умов
«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми.
Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом.
Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры.
Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира
— в Америке и в Англии тоже мало читают.
Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет.
Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом.
Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции.
Деньги есть не цель существования общества,
а всего лишь средство достижения тех или иных целей.
Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства.
А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги.
Но это будут разные армии!
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса.
Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое.
Шедевры за деньги не рождаются.
Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать,
в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка.
А что сейчас определяет культуру?
Когда-то тон задавала Церковь.
Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах.
Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это.
Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше,
а обобщённую картину жизни даёт телевидение.
Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте.
Телевидение занимается разложением сознания людей.
На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам.
С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны.
Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру.
И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире.
Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой!
В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры.
Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная!
А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть.
Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире.
В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры,
а через неё — глобального английского влияния в мире.
Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны.
Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
На одной из своих последних встреч со зрителями Сергей Петрович признался:
- Лет 20 назад мне казалось, что главная проблема на нашей планете – это проблема мира,
потому что мы были вооружены до зубов, и неизвестно, куда эта военная сила могла нас привести.
Сейчас, мне кажется, нам надо обратиться к самому существу нашего бытия
— к росту населения, к росту культуры, к целям нашей жизни.
Мир, и не только наша страна, переживает глубокий перелом в своем развитии,
вот этого не понимают ни политики, ни большинство людей.
Почему происходит этот перелом, с чем он связан, как на него повлиять, как реагировать?
Сейчас люди должны разобраться в этом, потому что прежде чем действовать, надо понять.
Когда я пойму, то обязательно расскажу вам.
Теперь поймем ли мы сами, без него?
Сергей Петрович Капица был выдающейся личностью.
Он относился к категории людей, меняющих этот мир к лучшему.
Мудрых, гениальных людей хочется слушать сутками, прислушиваться к их жизненному опыту, суждениям, мыслям,
вдохновляясь идеями внедрять в свою жизнь самое лучшее — такие люди плохого не посоветуют,
плохому не научат.
Сергей Петрович прожил долгую, насыщенную жизнь, умер в Москве 14 августа 2012 года, в возрасте 84-х лет.
7 категоричных высказываний Сергея Капицы о современном поколении и жизни
«Мы воспитали страну идиотов»: 7 категоричных высказываний Сергея
10 августа 2024
Сергей Петрович Капица — советский и российский учёный-физик,
просветитель и телеведущий, а также демограф.
Почти 40 лет он рассказывал о науке и технике, о философских и психологических проблемах общества,
об изобретениях и о том, как они повлияют на будущее.
Сергей Петрович постоянно беспокоился и анализировал,
к чему идет наш мир.
Его волновало будущее наших потомков.
Ведь мало оставить вклад в историю, нужно еще, чтобы был кто-то, способный оценить этот вклад.
Сергей Капица умер 14 августа 2012 года, но его мысли живы и актуальны.
Поэтому давайте вспомним
7 высказываний Сергея Капицы, которыми он предостерегал нас:
1. А что останется после нынешнего поколения?
Их СМС-ки будут издавать в назидание потомкам?
Современные подростки ни к чему не стремятся.
Их жизнь словно одна игра за другой.
Каждый день новые видео, друзья, интересы.
Они касаются всего поверхностно и не пытаются разбираться даже в житейских принципах.
Молодое поколение не думает о будущем.
Единственное, что после них останется, — цифровой след в интернете.
Это ведь раньше писали письма, рассказы, книги.
А сейчас перебрасываются парой слов с отсутствующим смыслом.
И даже разговор у них стал звучать как СМС-ки.
«Мы воспитали страну идиотов», — говорил Сергей Капица.
2. Телевидение занимается разложением сознания людей.
На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам
Проблема телевидения в том, что не преследует цель как-то улучшить жизнь человека.
Наоборот, хочет дольше удерживать внимание, на большую аудиторию.
А что может удержать и взрослого, и молодого человека?
Что-то глупое, яркое, громкое.
Поэтому и штампуются в большом количестве
шоу, сериалы, фильмы, которые лишь заставляют вас смотреть.
Тем самым разлагает общество, отнимает умение мыслить.
3. Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек
То же телевидение не пытается вырастить индивидуального человека.
Наоборот, старается забрать личные интересы,
особенности, чтобы сделать человека равным другим.
Но не по критерию высоких умственных способностей,
а сравнять всех по наиглупейшему.
Когда все равны в своей глупости, то образуют группы по обсуждению сериалов. Литературные общества закрываются. Мыслители высмеиваются. А на пьедестал возводятся новые кумиры.
4. Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать.
Опять-таки приведу пример:
организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам.
Но обезьяны не читают, а человек читает книги
Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны.
А разум основан на обмене информацией и языке.
И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Вспомните, какую книгу вы последний раз читали?
А как давно это было?
Раньше мы проводили вечера за книгой и общением с близкими.
Наша жизнь шла медленно, размеренно.
Мы с каждым днем узнавали что-то новое и хотели этим поделиться.
Сейчас мы тоже постоянно узнаем новое.
Только делимся не знаниями, а эмоциями, реакциями.
Мы стали транслировать новости, а не мысли.
Пересказывать уже готовые суждения.
Многие люди стали калькой.
5. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие
Какую цель преследует ученый?
Узнать мир, в котором живет,
решить проблему человечества или, хотя бы, удовлетворить свой интерес в чем-то неизведанном.
Все его желания приводят к открытиям.
А чего хочет бизнесмен?
Повысить свою прибыль.
Ему не важны конечные потребители.
Не важна польза или вред.
Важны лишь деньги.
И так со всеми сферами, где хотят только зарабатывать.
Ученый, который хочет только денег, изучает, как заставить человека покупать его продукт.
Ищет возможности выработать зависимость.
Современные книги дают не знание, а ощущения знаний.
Что еще чуть-чуть и будет известен секрет бытия.
Осталось лишь... купить вторую книгу автора.
6. Только противоречие стимулирует развитие науки.
Его надо подчеркивать, а не замазывать
В современном мире идеи, которые не похожи на мысли большинства прячут, словно погрешность.
Человеку свойственно искать несостыковки,
потому что мы выживаем только в предсказуемой среде.
Однако сейчас принято называть глупцом того, кто сомневается. Раньше детям могли давать продукты, которые сейчас считаются вредными или даже запрещенными. То, что модно сейчас, через десятилетия могут отнести к вредному и бесполезному. Всё это становится известным лишь из-за противоречий и сомнений какого-то человека.
7. Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера
Кроме его желания.
Мы живем в век, где информации бесконечное количество на определенного человека.
Где не нужно идти в библиотеку, искать раритетное издание.
Всё можно найти в оцифрованном виде.
Но из-за этого «стоимость» знания снизилась до минимальных значений.
Ведь зачем слушать мудреца,
когда любой подросток может повторить такую же мысль после пяти минут в интернете?
Зачем думать, когда в трехминутном видео можно найти все ответы?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах